Алексей Иванов (оператор-постановщик). Затворные 3d очки


G15-dlp 3D очки с активным затвором 96

Здравствуйте. Под катом обзор 3Д очков для просмотра стерео фильмов с DLP видеопроекторов Acer ( у меня Acer P1383W). Кроме того они подходят также к DLP проекторам LG, BENQ и возможно к проекторам другим марок с чипом DLP. Куплены очки в онлайне по простой причине- отсутствие подобных в продаже моем городе, Хотя в противном случае купил бы в оффлайне, пусть даже они стояли раза в полтора дороже, чтобы не ждать месяц- именно столько шли очки до меня. Ссылка aliexpress.com/snapshot/6404954860.html

Характеристики

Технические характеристики: Модель: G15 — DLP Работа сигнал: DLP Link Материал: PC Частота: 96Hz / 100Hz / 120Hz / 144Hz Время отклика: 2.0 мс Контраст: 750: 1 Коробка передач: ≥37 % Эффективная дальность: прибл. 10м / 33ft Батарея: CR2025 кнопки батареи Время работы: прибл. 100 часов Пункт размер: прибл. 14.5 * 13 * 4 см / 5,7 * 5,1 * 1.6in Вес товара: прибл. 25g / 0.9oz Размер упаковки: 17 * 10,5 * 2,5 см / 6,7 * 4,1 * 1 дюйм Вес упаковки: прибл. 88g / 3.1oz

Из ВикипедииАктивные 3d очки (с активным затвором) Передают изображение на каждый глаз поочерёдно. 3d очки с активным затвором используют в качестве линз жидкие кристаллы, которые способны под воздействием управляющего сигнала с высокой скоростью попеременно закрывать и открывать левый и правый глаз. Это позволяет получить 3d эффект путём передачи отдельного изображения на каждый глаз. Активные 3d очки синхронизируются с телевизором или монитором, что реализуется обычно через инфракрасный порт, реже — подмешивание сигнала с видео-потоком (стандарт HQFS DVD).

Используются для просмотра фотографий, фильмов и компьютерных игр вместе со вспомогательным оборудованием для просмотра на 3d телевизорах и 3d мониторах для всех форматов просмотра, кроме анаглифного. Также применяется для просмотра 3d фильмов в кинотеатрах с технологией Xpand. Надежная коробка с пластиковым контейнером защитила довольно нежный сабж от перипитий почтовой пересылки. В комплекте 2 батарейки, мешочек для хранения и салфетка для протирки, совершенно не лишняя — такое впечатление пальцы на «стекле» очков остаются даже если их не касаешься. Дужки сделаны съемными. Входят в гнезда предназначенные для них с легким усилием, но держаться крепко. Батарейки распространенного типа, обещается 100 часов работы. Вставляются в крышечку с легким щелчком, затем крышечка захлопывается Кнопка при включении загорается красным, очень тускленько, и правильно — чтобы не мешала в полутьме. Спереди расположен сенсор для синхронизации очков с проектором. При отсутствии сигнала 3D — очки автоматически выключаются через несколько секунд А вот очки в сборе. Форма дужек позволяет одеть сабж поверх своих очков. В обсуждениях посвященных 3Д очкам иногда пишут, что эти цветные наклейки ни в коем случае срывать нельзя, иначе очки потеряют свой 3D талант. Но это конечно полная ерунда. Это всего лишь язычки за который нужно потянуть, чтобы снять защитную пленку которая наклеена с обеих сторон не касаясь стекла.

Вот так Не знаю как в других проекторах, но в моем достаточно подать подобное стереоизображение с любого источника, и проектор сконвертирует 3D изображение понятное для очков Ни каких танцев с бубном не было, просто включил очки при воспроизведении 3D видео и получил стерео изображение. К сожалению передать то что видишь через очки невозможно. Скажу лишь, что разница с телевизором ощутимая. Когда все персонажи ростом с тебя, это что то. Придется поверить на слово. Первое впечатление — очки хорошие, качественные. На этом позвольте закруглится.

mysku.ru

3 д очки | Лечение Глаз

Технология трехмерного изображения была открыта еще в 70-х годах прошлого века. До наших дней она претерпела массу доработок и изменений. В наше время существуют разные виды 3D очков, которые работают по различным технологиям. Конечно, любая из технологий является доступной практически каждому, однако многие задаются вопросом, какие стерео очки лучше, какая технология позволяет достичь наилучшего качества 3D эффектов и так далее.

0.1. Использование активных 3D очков

Для ответа на эти вопросы следует подробно разобрать каждый из существующих видов технологий трехмерного изображения.

1. Какие бывают 3D очки

На сегодняшний день существует три различные технологии трехмерного изображения:

Анаглифная; Поляризационная; Активная.

Соответственно для каждой технологии существуют определенные очки. К примеру, для просмотра фильмов с поляризационным разделением необходимы поляризационные 3D очки, для активной технологии предусмотрены активные очки (так называемые затворные 3D очки).

Какие виды 3D очков бывают еще? Видео очки. Их также можно отнести к технологии трехмерного изображения. Однако для просмотра фильмов с такими очками вам не требуется ни монитор, ни телевизор. Вместо линз в них установлены маленькие дисплеи, которые играют роль монитора.

2. Принцип действия трехмерных очков

Несмотря на то, что существуют разные виды 3Д очков, все они работают по одному принципу – разделение изображения на две картинки – по одной для каждого глаза. Чтобы понять, как это работает нужно знать устройство человеческого зрения.

В реальном мире все предметы имеют три измерения. Высоту, ширину и глубину. Оценивать все три измерения мы можем оценивать благодаря тому, что имеем два глаза, которые расположены на некотором удалении друг от друга. Это позволяет смотреть на предметы с немного разной перспективы. То есть видеть разные стороны одного объекта. Каждый глаз получает отдельное изображение, мозг обрабатывает эти картинки и объединяет их в одно объемное изображение.

Стоит отметить, что если две картинки будут слишком сильно различаться между собой, то мы увидим просто раздвоенное изображение, а не объемную картинку. Именно поэтому 3D фильмы снимаются специальными камерами, которые имеют два объектива, расположенных на таком же удалении друг от друга, как и глаза.

Именно на этом свойстве человеческого зрения и построена технология трехмерного изображения. Все заключается в том, чтобы разделить изображение на две немного отличающиеся картинки, чтобы мозг объединил их. Таким образом, достигается 3D эффект.

2.1. Чем отличаются 3D очки

Несмотря на то, что все разновидности 3Д очков работают по одному принципу – разделение изображения, все же они отличаются друг от друга. Разница заключается в методе разделения изображения. Что бы понять все отличия 3D очков следует более подробно разобрать каждую из технологий и понять, как работают те или иные очки.

2.2. Анаглифные 3D очки

Принцип работы анаглифных стерео очков заключается в цветовом разделении изображения. Другими словами разделение осуществляется при помощи цветового кодирования изображения. Невооруженным взглядом такое видео или фото будет раздвоено. Вы сможете увидеть красный и синий оттенок.

Сами очки имеют две линзы разных цветов – синюю и красную. Наверняка каждый помнит бесплатные бумажные очки, которые выдавались в старых 3D кинотеатрах. Работают они следующим образом. К примеру, правая линза имеет синий цвет, она фильтрует синюю часть картинки, позволяя видеть красную часть изображения. Левая линза наоборот, имеет красный цвет. Она фильтрует красную часть картинки, и позволяет видеть синюю.

Таким образом, каждый глаз видит немного различную картинку. Далее мозг объединяет их в объемное изображение. Данные стереоскопические очки 3D хоть и являются устаревшими, все же имеют некоторые преимущества. Во-первых – это единственная технология, которая позволяет смотреть объемные фильмы без дополнительного оборудования. Другими словами вам не потребуется специальный 3D телевизор или монитор. Кроме этого сами очки имеют предельно низкую стоимость, что делает их доступными абсолютно каждому. Поиски анаглифных фильмов также не является проблемой, так как их легко найти в сети интернет.

2.3. Поляризационные 3D очки

Поляризационная технология схожа по принципу с анаглифной, с той разницей, что разделение картинки осуществляется не путем цветового кодирования, а посредством поляризационного разделения. Что это означает?

Изображение на экране разделяется на две картинки (так называемая стереопара). Стереопара может быть четырех видов:

Вертикальная; Горизонтальная; Черезстрочная; Покадровая.

Независимо от типа стереопары разделение осуществляется одинаково, поэтому рассмотрим принцип работы данной технологии на примере черезстрочного разделения.

Итак. Изображение на экране разделяется на строки – четные и нечетные. Четные строки имеют вертикальную поляризацию, а нечетные – горизонтальную. Линзы в поляризационных очках также имеют разную поляризацию, к примеру, левая имеет вертикальную, а правая – горизонтальную. Таким образом, Левая линза отфильтровывает нечетные строки, позволяя видеть только четные, а правая полностью блокирует четные строки, позволяя видеть исключительно нечетные. Благодаря этому каждый глаз видит отдельную картинку. Далее мозг преобразует две картинки в одно трехмерное изображение.

Существуют поляризационные 3D очки с диоптриями. Они необходимы для людей, которые имеют проблемы со зрением. Для подбора таких стерео очков потребуется рецепт от врача, для того, чтобы приобрести очки с правильными диоптриями.

2.4. Активные 3D очки

Отличие активных очков от поляризационных и анаглифных заключается в том, что само изображение на экране телевизора не нужно разделять. Это и есть их главное преимущество, так как зритель может наслаждаться фильмом в FullHD разрешении.

Суть активно технологии заключается в том, что разделение изображение осуществляется путем попеременного закрывания и открывания затворок на самих линзах. Все происходит настолько быстро, что человек просто не успевает это увидеть, однако при этом все же каждый глаз получает разную картинку, что позволяет достичь 3D эффекта.

Скорость закрытия и открытия затворок может достигать 150 Гц. То есть каждая из них способна закрытья и открыться 150 раз в секунду. Стоит отметить, что в таких очках всегда одна затворка открыта, а другая при этом обязательно открыта. Другими словами вы всегда смотрите фильм одним глазом — то правым, то левым.

Важно знать, что такие очки перед использованием необходимо включить и синхронизировать с телевизором. Как вы уже догадались, для их работы необходим источник питания. Поэтому сами очки имеют аккумулятор, а также разъем для его зарядки. Кроме этого для работы они оснащены специальным инфракрасным датчиком, как и сам телевизор. Стоит отметить, что такие 3D очки, подобно пульту управления, подходят только к конкретной модели телевизора.

Конечно, на сегодняшний день некоторые компании производители объединились и создают универсальные 3D очки, которые смогут работать с разными моделями телевизоров. То есть смогут подстраиваться к датчику телевизора. Однако такие очки на российском рынке попадаются достаточно редко.

2.5. Видео очки

В первую очередь стоит сказать, что нельзя путать активные и пассивные 3D очки с видео очками. Хоть они и работают по одному принципу – предоставление отдельного изображения для каждого глаза, но принцип их работы различается. Видео очки не нуждаются в телевизоре или мониторе. В них даже нет линз. Вместо них установлены небольшие дисплеи, которые и воспроизводят видео. Они могут показывать как 2Д, так и 3Д изображения.

Для настройки четкости в таких очках предусмотрен регулятор диоптрий. Благодаря этому даже люди с проблемами зрения смогут ими пользоваться, настраивая очки под себя.

Преимуществом такой технологии является наилучшее качество трехмерных эффектов, без каких либо затемнений и раздвоений. Однако недостаток в стоимости. Такие очки стоят достаточно дорого, из-за чего не каждый может их приобрести. Кроме этого разрешение дисплеев очень низкое. Максимально возможное разрешение составляет 800х600 пикселей, однако такие очки имеют крайне высокую стоимость.

3. Потрясающие 3D видео очки Cinemizer OLED: Видео

3.1. 3D очки для монитора

Для просмотра 3Д фильмов на компьютере можно использовать обычные анаглифные 3D очки. Однако это наиболее простой и низкокачественный вариант. Для любителей более высокого качества существуют специальные 3D очки. Однако стоит отметить, что при этом сам монитор также должен иметь частоту не менее 120 Гц.

Наиболее популярными очками для монитора являются Nvidia 3D Vision. Конечно, они более продвинуты, позволяют достичь высокого качества трехмерных эффектов, но при этом они имеют высокую стоимость.

Перед приобретением следует учитывать все плюсы и минусы тех или иных очков. К примеру, недостатком активных 3Д очков является небольшое затемнение изображение. Однако современные телевизоры компенсируют этот эффект небольшим увеличением яркости экрана. Причем происходит это автоматически. Положительная сторона такой технологии заключается в том, что сам экран не разделяется, что позволяет смотреть фильмы в HD.

Плюсом поляризационных очков является их низкая стоимость. При этом вы получаете достаточно высокое качество 3Д эффектов. Однако из-за разделения экрана телевизора на стереопары разрешение изображения снижается вдвое.

Теперь вы знаете, какие бывают 3Д очки, и сможете выбрать наиболее подходящие для той или иной ситуации. Стоит помнить, что, несмотря на все отличия, все типы 3D очков работают по одному принципу. Выбор технологии остается за вами.

3D очки — что это такое? Какими они бывают? Чем отличаются друг от друга?Активные 3D очки NVIDIA 3D Vision для дома

3D очки — вспомогательные устройства, благодаря которым создаётся иллюзия объёмности стереоизображения. Если говорить конкретнее, то стереоочки — это, как правило, устройства, которые разбивают стереопару на два изображения, каждое из которых видимо только для одного глаза. Благодаря бинокулярности человеческого зрения, а в случае с активными очками, и эффекту инерции зрения, возникает весьма достоверная иллюзия объёмности просматриваемого изображения.

На рынке представлено немало разновидностей 3D очков, но, в сущности, они делятся всего лишь на два класса — активные и пассивные. Под активными подразумеваются т.н. «затворные очки» (shutter glasses), в которых жидкокристаллические заслонки поочерёдно закрывают правый и левый глаз, в то время как проектор, с которыми они синхронизированы, поочерёдно демонстрирует кадры для правого и левого глаза. Таким очкам нужно автономное питание и беспроводной приёмник синхронизирующего сигнала (как правило такой сигнал передаётся по инфракрасному лучу, хотя есть модели с радиосинхронизацией).

Класс пассивных очков включает, поляризационные и анаглифические очки и их разновидности; пассивные очки намного проще в техническом плане и дешевле активных, но, тем не менее, конкуренция между ними сохраняется.

Анаглифические очки

Самый старинный и наименее, если угодно, почтенный метод создания стереоиллюзии — это «анаглифическое кодирование» стереоизображения. Как правило, это два чёрно-белых или цветных кадра стереопары, наложенные друг на друга; в одном преобладают красные тона, в другом — синезелёные или синие; цветные фильтры в очках блокируют соответствующую часть картинки, так что каждый глаз видит только то, что  «предназначается» только ему.

Типичные анаглифические очки. Картон и два светофильтра.

Анаглифические очки очень дёшевы: их изготавливают обыкновенно из картона и пластика, работают они всегда безотказно — если только не нацепить их вверх ногами. Впрочем, если цвета в анаглифической картинки и светофильтрах отличаются друг от друга, эффект стерео закономерным образом пропадает — например, в красно-синих анаглифических очках не получится увидеть объёмность картинки, предназначенной для просмотра в зелёно-пурпурных очках.

Главной же проблемой анаглифических очков является то обстоятельство, что говорить о какой-либо цветопередаче оказывается, мягко говоря, затруднительно — по вполне понятным причинам. Более того, если долго сидеть в таких очках, в силу зрительной инерции во всём окружающем мире красно-синие тона будут ещё долго преобладать. Дискомфорт от просмотра оказывается весьма существенным, головные боли — тоже не редкость.

Фактически, анаглиф сейчас не используется для демонстрации кино, зато активно применяется в качестве «аттракциона» — детские книжки со стереокартинками, стереофотографии с космических аппаратов (NASA, например, активно публикует в анаглифе стереоизображения с марсоходов Spirit и Opportunity), и т.д.Одна из фотографий, сделанных на Марсе. Используйте анаглифические очки.

Поляризационные очки

Пассивный класс очков, которые относительно дёшевы в производстве (во всяком случае, если сравнивать их с затворными), не требуют какого-либо специального обслуживания; в батарейках тоже, стало быть, не нуждаются.

Различают два основных типа таких очков по типу фильтров, используемых в них: с линейной и круговой (циркулярной) поляризацией. При линейной поляризации (как, например, в плёночных кинотеатрах IMAX 3D) фильтры располагаются под прямым углом друг к другу, при круговой используются фильтры с разнонаправленной поляризацией. Соответственно, проектор также снабжается соответствующими фильтрами, причём оба изображения выводятся на экран одновременно. Поляризующие фильтры в очках «разделяют» единое изображение на две компоненты стереопары: каждый глаз видит только то, что ему предназначается, вторая компонента отфильтровывается полностью.

У круговой поляризации есть определённые преимущества перед линейной: при использовании линейной поляризации, если зритель в линейно-поляризованных очках наклоняет голову, эффект стерео может пропадать. При циркулярной поляризации такого не происходит.

Главная сложность с поляризационными 3D очками — это необходимость использования специального «серебряного» экрана, который обладает высокой отражательной способностью и, главное, сохраняет поляризацию света, исходящего от проектора. Многие кинотеатры экономят на правильных экранах, что делает картинку тёмной и скучной.

Стоит отметить, что в системе кинотеатров RealD используется своя отдельная разновидность поляризационной системы: проектор попеременно проецирует кадры для каждого глаза, причем эти кадры проецируются в циркулярном поляризованном свете — по часовой стрелке для правого глаза, против часовой — для левого. Перед объективом проектора устанавливается активный поляризационный фильтр, в котором попеременная циркулярная поляризация происходит благодаря комбинации поляризационного и жидкокристаллического фильтров.

Поляризационные очки RealD.

Чтобы избежать ощутимого мерцания, частота проецирования составляет 72 кадра в секунду для каждого глаза, при этом каждый кадр проецируется три раза, что соответствует стандартным 24 кадрам в секунду.

Infitec — интерференционные фильтры

Метод стереопоказа  в кинотеатрах Dolby 3D, использующий технологию интерференционных фильтров (Interference Filters Technology). При этом методе для каждого глаза формируются изображения с разными длинами волн красного, зелёного и синего цветов. Специальные очки отфильтровывают определённые длины волн, так что зритель видит стереоизображение. В сравнении с поляризационным данный метод позволяет сэкономить на стоимости экрана (не требуется посеребрённый или алюминированный экран), но стоимость самих очков оказывается намного выше.

Затворные 3D очки

Как уже сказано выше, в такие очки встраиваются жидкокристаллические затворы (shutter — по аналогии с затвором фотоаппарата), которые поочерёдно, с частотой порядка 60 Гц, закрывают правый и левый глаз, в то время как проектор или дисплей, с которыми они синхронизированы, поочерёдно демонстрирует кадры для правого и левого глаза (также с частотой 60 Гц, так что совокупная частота развёртки составляет 120 Гц).

Активные стереоочки XpanD.

В каждый момент времени человек, соответственно, видит только одним глазом одну половину стереоизображения, однако поскольку кадры сменяются очень быстро, в силу инерционности зрения возникает ощущение цельности картинки.

В такие очки также встроен беспроводной приёмник (обычно инфракрасный), который получает сигнал от передающего устройства и тем самым синхронизирует работу затворов со сменой кадров на экране.

К сожалению, такие очки дороже всего в производстве и эксплуатации, требуют собственных источников питания (батареек), но при этом они достаточно надёжны и с ними нет тех проблем, которые возникают с поляризационными очками, когда эффект стерео может исчезать из-за «неправильного» положения головы зрителя. Именно на затворные 3D очки делают ставки практически все производители 3D электроники для дома — 3D телевизоров, кинотеатров и персональных компьютеров.

Главная проблема — та же, что и у остальных типов очков (кроме анаглифических): потеря воспринимаемой зрителем яркости. Для комфортного просмотра фильмов в 3D кинотеатрах нужны более мощные проекторы, производителям современных 3D телевизоров и мониторов также приходится учитывать это обстоятельство.

Стоит отметить, что затворный метод по существу очень стар: первая реализация в кинематографе приходится на 1935 год, но тогда это были, естественно, не очки, а встроенные в подлокотники визоры с механическими затворами. Визоры не отличались надёжностью, легко теряли синхронизацию с проектором, что вызывало весь спектр неприятных ощущений у зрителей. В наше время высоких технологий большинство проблем, которые ассоциировались у скептиков с активными 3D очками, исчезли.

Собственно, финансовый вопрос во многом и определяет для каждого конкретного кинозала, какая именно технология будет использоваться. Активные очки дороже сами по себе и в эксплуатации, но зато они не требуют установки дорогостоящего экрана, в то время как «в комплекте» с дешёвыми и надёжными поляризационными очками неизбежно идёт специальный посеребрённый экран. У каждого кинопредпринимателя своя математика и стратегические соображения, поэтому разные системы кинопоказа по-прежнему успешно конкурируют друг с другом. В конечном итоге, какой формат 3D лучше — решаете именно вы, зрители. // Георгий Вампилов

    3 д очки

Подборка записей в тему:

lechi-glaz.ru

Протокол ИК управления 3D очками

Наиболее распространенный способ получения объемного изображения на домашнем телевизоре или мониторе компьютера - активные 3D очки. Вкратце о способе формирования 3D изображения таким способом:

Принцип работы активных (затворных) 3D очков

Изображение на экране телевизора показывается попеременно для левого и правого глаза. Если смотреть на это изображение без специальных очков - оно двоится. Специальные электронные очки синхронно с частотой кадров "закрывают" левый и правый глаз в соответствии с тем, какой кадр на экране телевизора показывается в этот момент. "Закрывание" глаз происходит с помощью жидкокристаллической пленки. При подаче напряжения на ЖК пластину, она становится непрозрачной. При снятии напряжения - прозрачной.

Активные 3D очки

Для того, чтобы изображение на экране не мерцало, частота кадров для каждого глаза должна быть не менее 60 Гц, следовательно телевизор для формирования 3D изображения должен иметь частоту кадров не менее 120 Гц. 

Жидкокристаллические фильтры имеют некоторую инерционность. Реальное включение и выключение происходят с небольшой задержкой, особенно этот эффект проявляется при снижении температуры. В связи с этим, включение фильтра одного глаза зачастую производится не сразу после выключения другого, а с задержкой. Такой метод позволяет избежать наложения кадров и снижает требования к переходным процессам в телевизоре во время смены кадров. Однако, это приводит и к небольшому снижению яркости. Стандартов в последовательности включения и выключения фильтров очков не выработано и каждый производитель выбирает свои временные последовательности.

Способы синхронизации затворных 3D очков с телевизором

Поскольку изображение на экране телевизора показывается для правого и левого глаза разные и в разное время, активные очки должны уметь синхронизироваться с телевизором для того, чтобы в момент отображения картинки для правого глаза, левый глаз был закрыт. Производители 3D оборудования каждый по своему решают эту задачу. Есть три основных способа синхронизации 3D затворных очков:

  • Синхронизация по ИК каналу
  • Синхронизация по радиоканалу
  • Синхронизация по изображению на экране телевизора (DLP)

Синхронизация по радиоканалу используется некоторыми производителями, например Samsung или Nvidia, причем не во всех моделях. Радиосинхронизация производится чаще всего на частотах Bluetouth 2,4 ГГц и позволяет не терять синхронизацию при отходе от телевизора. Очки с радиоканалом несколько тяжелее и менее экономичны, чем ИК.

Очки с синхронизацией по изображению, например Xpand, не требуют специальных источников синхросигнала, поскольку ловят вспышку белого цвета между кадрами изображения. Очки в процессе работы затемняются в момент этой вспышки и глаз её не видит. Такой метод синхронизации оригинален, но не отличается стабильностью.

Наиболее употребим метод синхронизации 3D очков по ИК каналу.

Синхронизация активных 3D очков по ИК каналу

Метод синхронизации активных очков по ИК каналу как нельзя лучше подходит для систем домашнего кинотеатра. Основные недостатки ИК передачи синхронизации - невысокая дальность и непреодолимость препятствий - в случае просмотра 3D изображений нивелируются, поскольку синхронизация нужна только когда зритель находится перед экраном и достаточно близко (3D эффект рекомендуется смотреть на расстоянии 2-3 метров от телевизора).

Практически все производители 3D оборудования предлагают модели с синхронизацией очков по ИК каналу. Каждый производитель, однако, выполняет эту синхронизацию по-своему. Вот как выглядит синхронизация Nvidia 3DVision:

Активные 3D очки NVidia

Для передачи ИК сигналов используется ИК передатчики той-же, что и в ИК пультах длины волны 940 нм, но частота модуляции выбирается отличной от частоты ИК пульта, чтобы эти устройства не мешали друг другу. Чаще всего, это 26.2 кГц. Форматы синхронизирующих последовательностей рассмотрены на страничке andrewwoods3d.com, однако есть неточности. Например формат синхронизации телевизоров Samsung указан неверно.

В телевизорах Samsung (очки SSG-2100AB), импульсы синхронизации не управляют каждым действием очков, синхронизация передается даже не в каждом кадре. После получения синхросигнала, очки выполняют обработку последовательности и сами определяют моменты срабатывания ЖК затворов. В телевизорах 9000 серии, синхронизирующие импульсы представляют собой всего три периода опорной частоты 22 кГц, которые выдаются парами с периодом 133.3 мс:

Активные 3D очки Samsung

led-displays.ru

о чем молчит реклама — Статьи — Алексей Иванов (оператор-постановщик)

Внезапный ажиотаж вокруг 3D-видео и отчаянная решимость крупнейших производителей техники протащить это модное развлечение в дома обывателей не столько удивляет, сколько настораживает. Технологии объемного видео возникли не вчера, что прекрасно известно любому, интересующемуся кино и компьютерной графикой. Ни о каких громких открытиях и прорывах на этом фронте давно не слышно. Так что же, это просто коварный маркетинг? Промышленные монстры решили подсуетиться и на волне популярности кэмероновского «Аватара» подсунуть общественности залежавшийся товар? Очень похоже на то, особенно учитывая, мягко говоря, сомнительное качество самого видео в 3D-обработке и потенциальную угрозу, которую такая обработка способна нанести здоровью зрителей.

Скажем прямо, все современные технологии 3D-видео дороги, громоздки и убоги — особенно на фоне успехов обычного «плоского» 2D-видео. И восторг, который испытывают зрители в 3D-кино, на самом деле, вызван вовсе не тем, как это все здорово сделано, а одним только тем, что это работает. Все-таки все мы немножко первобытны и любим чудеса.

На сегодняшний день существует несколько технологий формирования 3D-видео: дисплейная, анаглифическая, поляризационная, затворная и лентикулярная. У всех есть свои достоинства, но они меркнут перед длинным перечнем недостатков, многие из которых общие для всех пяти.

Начнем с того, что эффект объемности изображения формируется за счет одновременной демонстрации немножко разных картинок для левого и правого глаза. Принцип этот давно известен: еще в XIX веке публику развлекали напечатанные на бумаге «стереокартинки», в середине которых ставилась перегородка, благодаря которой левую картинку видел левый глаз, а правую — правый. В конце семидесятых годов XX века были популярны стереослайды, которые разглядывали на просвет через похожие на бинокли пластмассовые коробочки с линзами для каждого глаза. С движущимся изображением, понятно, все несколько сложнее, но главный принцип тот же.

Простейший способ создания трехмерной картинки — использовать очки со встроенными дисплеями, каждый для своего глаза. Применяется, в частности, в шлемах «виртуальной реальности», которые, кажется, уже вышли из моды. Очевидные недостатки — громоздкость, дороговизна и сильная нагрузка на глаза. Неочевидная проблема — низкое по нынешним меркам разрешение и отсутствие программной поддержки в современных ОС.

Следующий по простоте способ увидеть 3D-видео — анаглифные или анаглифические очки. Это те самые картонные очки с разноцветными пленками, которые иногда вкладывают в коробки с играми или журналы. Формирование разных картинок для двух глаз осуществляется за счет разницы волнового диапазона цветов. Грубо говоря, выводимое на экран изображение состоит из двух слоев: «красного» и «синего», так что глаз, смотрящий на него через «красный» светофильтр, видит «синюю» картинку, а через «синий» — «красную».

Единственное достоинство технологии — крайняя дешевизна. На программном уровне она поддерживается любыми современными видеокартами (у NVIDIA — даже через «родные» драйверы). Главный недостаток — низкая яркость и чудовищнейшая цветопередача, если вообще есть смысл говорить о цветопередаче, когда весь мир предстает в оттенках... кхгм... серых будней.

Тем поразительнее изобретательность людей, придумавших, как использовать весь этот анаглифический кошмар в кинотеатрах. В технологии Dolby 3D, которая, кстати, действует в двух третях «трехмерных» кинозалов на территории России, применяется колесо со светофильтрами, делящее каждый кадр на шесть — два «красных», два «синих» и два «зеленых» для левого и правого глаза, они отличаются оттенками. Зритель надевает очки с чуть более сложными светофильтрами и получает «объемное» кино, уже немножко похожее на цветное. Единственный плюс тот же — предельная дешевизна проекционного оборудования и пассивные очки, которые не могут сломаться. Опять же, «пипл хавает».

Заметно веселее дела обстоят с поляризационной технологией. Собственно, принцип здесь почти такой же, только световые волны разделяются поляризационным фильтром. В двухпроекторных системах IMAX, например, используется линейная поляризация: на одном проекторе установлен фильтр, поляризующий свет вертикально, на другом — горизонтально. Пассивные очки с аналогичными фильтрами выдают каждому глазу свою картинку. Достоинства: дешевые очки, приличная цветопередача. Недостатки: нужны два проектора, специальный экран с серебряным покрытием для сохранения поляризации, пониженная яркость изображения и «раздвоение» картинки при наклоне головы.

В системах RealD и MasterImage 3D устранены два из перечисленных недостатка: для демонстрации фильма нужен один проектор, а благодаря круговой поляризации, даже если вы свернете себе шею, картинка будет оставаться четкой. Разница в том, что в RealD для получения стереопары служит электронный фильтр, а в MasterImage 3D — поляризационное колесо. Низкая яркость и серебряный экран — в комплекте.

Затворная технология (в кино представлена под брендом XpanD, почти треть российских 3D-кинотеатров) заключается в том, что проектор с высокой частотой выдает кадры для обоих глаз, а синхронизированные с ним очки, оснащенные затворами на основе жидких кристаллов, выделяют нужные кадры. Преимущества: для реализации требуется лишь проектор с высокой частотой кадров, хорошая цветопередача. Недостатки: дорогостоящие очки со сложной начинкой, требующей питания и связи с проектором, невысокая яркость.

Чтобы получить эффект объемного изображения, во всех описанных технологиях требуется надеть очки, а это такой аксессуар, который часто не выносят даже люди с испорченным зрением — не случайно же так популярны контактные линзы. К тому же очки, выдаваемые в кино, могут просто не подойти вам по форме, и вместо того чтобы наслаждаться фильмом, вы будете маяться из-за неудобной каракатицы на лице.

Существует единственная «безочковая» 3D-технология, которую можно более-менее воспринимать всерьез — это лентикулярная, но она «заточена» не столько под кинотеатры, сколько на просмотры в небольших помещениях. Помните «стереоскопические» открытки с рифленым пластиковым покрытием? Здесь принцип тот же: изображение делится на узкие вертикальные полоски, на которые накладывается линзовый растр из цилиндрических выпуклых линз, благодаря которым левый глаз видит свое изображение, а правый — свое. Подобные системы в «большом кино» строились еще в советское время, но их главным недостатком оставалась физическая невозможность обеспечить стереоэффект в любом месте большого кинозала. Сейчас серийно выпускаются 3D-мониторы для домашнего использования, но они пока весьма дороги: например, 42-дюймовый Philips 42-3D6W01/01 с 2D-разрешением Full HD стоит порядка 11 тысяч долларов и способен работать с программным пакетом для трехмерного моделирования 3dsMax. Что и говорить, компьютерная графика на таком мониторе выглядит действительно впечатляюще, а вот фильмов в подходящем формате попросту нет. То, что выдают специальные плееры вроде 3DS Media Player, конечно, никакое не 3D, да и реальное разрешение они снижают вдвое.

Что же получается? Все тускло, мутно, громоздко и дорого. Практически все технологии малопригодны для домашнего применения, за исключением лентикулярной, для которой нет фильмов. Кстати, кино в 3D, которое можно без труда найти в торрентах, это чудовищный анаглиф, который смогут досмотреть до конца только настоящие мазохисты.

А что же предлагают нам крупнейшие вендоры в качестве домашнего 3D? Затворную технологию с дорогими (100–300 долларов) и самыми тяжёлыми, кстати, очками. Такой выбор объясняется просто: для современного телевизора не проблема частота кадров, скажем, в 100–120 Гц, а этого более чем достаточно для формирования 3D-картинки через затворные очки. Разрекламированный «3D-телевизор» на деле представляет собой вполне обычную ЖК-панель или плазму с низким временем отклика, распознающую сигнал для формирования стереокартинки и оснащённую модулем синхронизации с затворными очками. NVIDIA продаёт за 200 долларов комплект с затворными очками, работающий с любыми компьютерами, в которых есть современная видеокарта этой фирмы и любыми мониторами с поддержкой 120 Гц.

Вот и весь секрет: технически несовершенная и ущербная с точки зрения удобства использования технология продвигается чуть ли не как революционный прорыв. Многие любители «самого-самого» уже наигрались: очки покрылись слоем пыли, а на проигрывателях Blu-ray крутятся самые обычные диски Full HD, от картинки с которых действительно можно получать удовольствие.

Наконец, существует и еще одна проблема, которую попросту игнорируют все производители видеотехники формата 3D — потенциальный вред, который технология способна нанести здоровью. Зайдите в интернет — некоторые посетители 3D-кинотеатров давно жалуются на головные боли и нарушение ориентации в пространстве после трехмерных киносеансов. Люди, постоянно носящие очки с диоптриями, чувствуют дискомфорт, если снимают свои очки, надев «трехмерные», а с двумя очками быстро утомляются.

Главная причина, вызывающая все эти неприятные ощущения, заключается в способе формирования стереоэффекта. Как мы говорили в самом начале, для каждого глаза демонстрируется своя картинка. За основу взят принцип параллакса, то есть кажущееся смещение наблюдаемого объекта при изменении угла наблюдение — ведь в жизни каждым глазом мы видим одно и то же под немножко разными углами. Но проблема в том, что для восприятия глубины в реальности мы пользуемся и целым рядом других ощущений, и не только зрительных, но и слуховых и тактильных! Мозг оценивает объем по расплывчатости, взаимному расположению объектов и линейной перспективе, текстуре и освещению, реверберации помещения и громкости звуков, по порывам ветра и каплям дождя. В комплексе все эти раздражители и формируют в мозге чувство объема. Некоторые люди вообще не ощущают 3D, созданное на одном лишь параллаксе, и они вовсе не одноглазы.

Именно поэтому 3D-видео, даже снятое с такой реалистичностью, как тот же «Аватар», поначалу воспринимается как ненатуральное, какое-то не такое, «картонное» или «пластилиновое». После нескольких минут просмотра мозг приспосабливается — а это он умеет прекрасно, ведь даже в обычном кино вы не воспринимаете происходящее как плоскую двумерную картинку, а «домысливаете» объем. После 3D-кино мозг снова пытается приспособиться к привычной реальности. Пробовали садиться за руль сразу после такого фильма? Вот то-то и оно! Не берусь сказать, насколько это вредно для зрения и для состояния мозга, но ощущения самые неприятные.

Самое время дать слово специалистам — врачам и ученым. Пусть, наконец, они оценят потенциальный вред, который такое изощренное измывательство над зрением и мышлением может нанести здоровью. Хочется надеяться, что такие исследования появятся еще до того, как 3D-видео проникнет в каждый дом.

Источник: http://computerra.ru/terralab/multimedia/516865/

Возврат к списку статей

www.molibden-studio.ru