Стереоочки ELSA Revelator. Стерио очки


Стереоочки Википедия

картонные анаглифные очки

Ана́глиф (от греч. ἀνάγλυϕος «рельефный») — метод получения стереоэффекта для стереопары обычных изображений при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза. Для получения эффекта необходимо использовать специальные (анаглифи́ческие) очки, в которых вместо линз вставлены светофильтры пары дополнительных цветов: как правило, для левого глаза — красный, для правого — бирюзовый. Стереоизображение представляет собой комбинацию изображений стереопары, в которой в красном канале изображена картина для левого глаза (правый её не видит из-за светофильтра), а в бирюзовом (сине-зелёном) — для правого. То есть, каждый глаз воспринимает изображение, окрашенное в противоположный цвет.

Пример анаглифического изображения (красный — левый, голубой — правый фильтр)3d glasses red cyan.svg Для правильного просмотра этого изображения требуются 3D-очки.

Основным недостатком метода анаглифов является неполная цветопередача. Формируемое объёмное изображение благодаря эффекту бинокулярного смешения цветов воспринимается однотонным или (при определённом соотношении яркостей) ахроматическим. Адаптация наблюдателя к специфическим условиям восприятия происходит достаточно быстро. Однако после не столь долгого (около 15 мин) пребывания в анаглифических очках у наблюдателя на продолжительное (порядка получаса) время снижается цветовая чувствительность и возникает ощущение дискомфорта от восприятия обычного мира.

Создание анаглифов

Поверхность Марса

В старых методах с использованием съёмочных светофильтров и плёнки изображения для правого и левого глаза печатались или воспроизводились в качестве проекции как единое изображение, или же два изображения через специальные светофильтры попадали на одну плёнку. Одно пропускалось через красный фильтр, а другое через фильтр контрастирующего цвета — синего, зелёного или бирюзового. Как подчёркивается ниже, сейчас возможно, преимущественно с использованием компьютерных программ, имитировать использование цветовых фильтров. При этом за основу можно брать как пару монохромных, так и цветных изображений. С 1970-х годов Стивен Гибсон предложил свою патентованную систему «Дип вижн» (Deep Vision), использующую вместо зелёных бирюзовые фильтры. Это позволяет достичь более натуральных цветов, так как цвета покрывают почти весь видимый спектр. Сильнее всего искажается красный цвет (выглядит почти чёрным), меньше всего — зелёный. Очки «Дип вижн» имеют красный светофильтр справа и бирюзовый слева или red/cyan (чтобы обойти патент Гибсона, некоторые компании выпускают красно-бирюзовые очки со светофильтрами, расположенными в обратном порядке)

Основные средства для создания анаглифов есть в популярном профессиональном программном обеспечении, например в Adobe Photoshop, StereoPhoto Maker, Blender. Инструкций по созданию анаглифов в официальных руководствах пользователя не приводится, но их можно найти на различных сайтах, предлагающих бесплатные инструкции для графических редакторов. Однако в большинстве таких инструкций умалчивается, что в результате попытки сделать анаглиф из одного кадра будет получен «псевдоанаглиф» без стереоэффекта, так как у получаемой стереопары отсутствует параллакс. Суть заключена в том, что цвет для каждого глаза ставится в RGB и если очки red/cyan, то розовая картинка раздвоится на два глаза, так как в RGB розовый — это red+blue, а cyan=blue+green. Также существуют простые дешёвые программы для создания анаглифов. Например, бесплатный StereoPhoto Maker может создавать качественный анаглиф (и не только анаглиф) для любых типов очков автоматически. В настоящее время при использовании простых подходов из изображения для левого глаза отфильтровываются синий и зелёный цвета.

Применение в телевидении

В 1975—1978 годах ленинградский телецентр проводил опытные трансляции цветного стереоизображения с использованием анаглифического метода. Эксперименты проводились совместно с кафедрой телевидения ЛЭИС.

Применение в науке

Анаглифические изображения применяются для изображения моделей химических молекул: белков, РНК и пр.

См. также

Ссылки

  • Virtual&Really.Ru — статьи о стереоизображениях, подборка фотографий и изображений в анаглифическом формате

Литература

  • Рожков С. Н., Овсянникова Н. А. Стереоскопия в кино-, фото-, видеотехнике. — М.: Изд-во «Парадиз», 2003.

Статьи

wikiredia.ru

Стереоочки 3D | База знаний

Стереоочки 3D

Общие параметры:

Модель - Фактическая модель товара, заявленная производителем. Включает в себя название марки, серии, артикула, обладает определенным набором характеристик.

Технология - Телевизоры, в зависимости от производителя и серии, могут иметь разные технологии формирования 3D-изображения. Для того, чтобы вы могли быть точно уверены в том, что выбранные очки подойдут к вашему телевизору, мы и предоставляем данный параметр. Узнать, какую технологию поддерживает ваш телевизор, можно на нашем сайте, на официальных источниках производителя, либо в руководстве пользователя к телевизору.

Комплектация - Комплект товара со списком всех входящих в него изделий и указанием их количества.

Тип связи - Тип связи может влиять на совместимость 3D-очков с 3D-телевизорами. ТВ разных годов выпуска от различных производителей могут иметь и разные типы связи, что также помогает вам при выборе.

Основной цвет - Фактический цвет изделия.

Количество очков в комплекте - В комплекте встречаются как одни очки, так и наборы по 2 или 4 штуки.

Тип - Стереоочки служат для передачи стереоизображений с экранов цветных телевизоров, мониторов, кинопроекторов. В очках, содержащих заушины и пару очковых стекол, последние выполняют из двух половин, одна из которых включает в себя подвижную и неподвижную параллельно расположенные дифракционные решетки, а вторая половина выполнена из оптически прозрачного материала. С помощью подвижной решетки можно настроить стереоочки таким образом, чтобы с экрана наблюдать цветное стереоизображение.

Совместимость:

Модель/серия совместимых устройств - Практически у всех производителей весь модельный ряд телевизоров поделен на серии. Данный параметр позволяет убедиться, что выбранные вами 3D-очки точно подходят к модели вашего телевизора. Серия ТВ, как правило, всегда указывается производителем на коробке телевизора, в руководстве пользователя и на официальном сайте.

Производитель совместимых устройств - Компания-производитель, выпустившая телевизор к которой подходят данные 3D-очки.

Питание:

Время работы - Время работы от одного заряда батареи или аккумулятора напрямую влияет на то, как долго вы сможете наслаждаться 3D-изображением без перерыва.

Тип питания - Аккумулятор или простая батарейка? Этот параметр поможет вам узнать, придется ли покупать к очкам каждый раз новые батарейки, либо просто-напросто заряжать их время от времени.

Тип батареи - Тип и форм-фактор батареек, которые установлены в данные 3D-очки.

Количество элементов питания - Как правило, стереоочки в зависимости от модели питаются от одной или двух батареек.

Дополнительная информация:

Год выпуска совместимых устройств - На совместимость между телевизорами и 3D-очками зачастую влияет и годы выпуска определенной линейки телевизоров, поэтому на данный факт также стоит обращать внимание при выборе 3D-очков.

Особенности - Особенности товара, отличающие его от остальных.

Габариты/вес:

Вес - Чем легче очки, тем комфортнее вы будете ощущать себя при просмотре телевизора в 3D-режиме. Производители всегда стремятся как можно сильнее облегчить конструкцию, поэтому с каждым годом выходят всё более легкие модели 3D-очков.

Ширина - Фактическая ширина изделия в мм. Подбирается под размер головы. Как правило, очки стандартного размера сделаны с таким расчетом, чтобы комфортно «сидеть» как на крупной голове, так и на голове среднего размера (хотя в последнем случае могут быть великоваты). Очки размера M (средний) подойдут большинству взрослых пользователей с головой среднего размера, а маленькие очки (S) рассчитаны прежде всего на детей и подростков. Существуют модели с возможностью регулировки размера.

Высота - Фактическая высота изделия в мм. Определяется по линзам. Для передачи полного эффекта весь глаз должен быть закрыт линзой.

Глубина - Фактическая глубина изделия в мм - от 160 до 240 мм. Измеряется по размеру дужки. Как правило, они стандартных размеров, могут подбираться в зависимости от размера головы.

www.dns-shop.ru

Стереоочки Wicked3D eyeScream

Фирма Метабайт достаточно известна в России, но скорее понаслышке. К сожалению, до последнего времени, только в сети Интернет российским пользователям можно было узнать о новых разработках этой компании. Тем не менее, многие знают программные новации сотрудников Метабайт, например, патч драйверов Voodoo2 для полноценной работы в режиме SLI, написанный одним из ведущих специалистов этой фирмы Андреем Основичем.

И вот, наконец, у нашего сайта появилась возможность протестировать все три текущих продукта Метабайт (2 видеокарты и стереоочки).

Но, в начале, немного информации о самой фирме. Вячеслав Гостренко, один из программистов Метабайт, любезно согласился рассказать о своей компании и о технологиях, применяемых в разработках.

Фирма Metabyte, Inc. существует на американском рынке уже более 4-х лет, основной ее деятельностью является написание программного обеспечения под заказ, а также отладка и оптимизация драйверов для различных компьютерных компонентов. Почти два года функционирует специальное подразделение Метабайт, выпускающее 3D-ускорители - Wicked3D Board Company. По словам Вячеслава, сейчас трудно найти драйвер для последних видеокарт, который прошел бы мимо Метабайта. В частности, специалисты фирмы принимали активное участие в оптимизации драйверов под технологию 3DNow! Все это удается Метабайту благодаря использованию современного гигантского опыта в области разработки программного обеспечения. Сам Вячеслав занимается программной поддержкой API OpenGL и Glide, в частности, разработкой врапперов (wrapper) используемых со стереоочками. Приехав в Москву Вячеслав передал нам на дискете самые свежие версии Glide2x и OpenGL32, обещающие увеличение скорости работы Glide и OpenGL-игр на 3D-ускорителях на базе чипсетов Voodoo2 или Banshee.

Теперь познакомимся поближе с самими очками. Праздник жизни начинается, когда вы открываете коробку и видите в ней составные части этого чуда:

  • адаптер, который имеет два разъема для подключения к нему монитора и видеокарты, а также разъемы для включения блока питания и трансмиттера:
  • трансмиттер, который посредством инфракрасного сигнала управляет стереоочками. Он устанавливается на монитор и имеет переключатель "дальний сигнал - ближний сигнал" для выбора режима управления очками при близком или отдаленном расположении пользователя:
  • непосредственно стереоочки с возможностью регулирования расстояния между поляризующимися стеклами и приемником инфракрасного сигнала. Для их работы потребуются две батарейки. Также, в очки встроен контактор, который включает их только при полностью раздвинутых дужках. Очки сами сделаны довольно аккуратно, каких-либо неудачных деталей, мешающих нахождению их на лице, не замечено. Дизайн немного странноват, но не по улице же в них ходить! :)
     
  • 9-вольтовый блок питания этой системы.

После ознакомления с материальной частью этой системы, переходим к программному обеспечению. Метабайтовские драйвера для видеокарт на чипсетах Voodoo2 и Banshee уже включают в себя поддержку очков, то есть, установка программного обеспечения для их функционирования при наличии установленных драйверов Wicked3D (как на базе Voodoo2, так и на Banshee) не обязательна.

Но это не означает, что с платами других производителей очки работать не будут, скорее всего, в этом случае просто требуется выполнение инсталляции программного обеспечения с CD, прилагаемого к очкам.

Забегая вперед, хочу отметить, что практически на всех Voodoo2 и Banshee-видеоплатах, драйвера от Metabyte работают без проблем. В частности, даже такая необычная карта как Quantum3D Obsidian2 X-24 (Voodoo2 SLI на одной плате) работает под управлением Wicked3D драйверов на отлично (правда, от настройки ТВ-выхода в этом случае придется отказаться). К сожалению, поддержка очков возможна только при использовании полных драйверов Voodoo2, а потому очки с некоторыми родными драйверами, в частности от Quantum3D, не работают.

Сам процесс установки не вызывает никаких осложнений, программисты Метабайт позаботились о гладкости этого процесса. Инсталляция выполняется простым запуском файла setup.exe. После перезагрузки системы мы получаем комплект настроек:

  1. Общее меню всех установок 3D-акселератора (в данном случае очки тестировались совместно с Voodoo2-картой, поэтому вид начальной закладки отвечает особенностям настроек карт на базе Voodoo2)
  2. Настройки включения (выключения) поддержки стерео-режимов для API Direct3D
  3. Для API Glide
  4. Меню настроек работы очков с конкретным монитором, где выставляются все разрешения и частоты вертикальной развертки монитора, которые позволяет видеокарта. Здесь надо отметить одну важную деталь: указанные в меню частоты - это частоты только для половины очков, то есть для одного глаза. Таким образом, монитору на самом деле придется работать в режиме удвоенной, относительно указанной в панели управления драйверов, частоты! То есть, при выставлении, например, режима 1024х768 при частоте 75 Гц (для одного глаза), вы должны себе отдавать отчет в том, что монитору придется вытянуть 150 Гц при том же разрешении. Поэтому перед установкой этих параметров, надо обязательно подумать, а будет ли работать в этом режиме ваш монитор. Здесь же, для получения оптимальных соотношений ширины зоны передачи инфракрасных лучей от трансмиттера на очки, можно выставить размер монитора в дюймах, а также величину так называемого стерео распределения. Оно регулируется в процессе просмотра тестовой картинки и обращать внимание на величину этой условной величины не стоит.
  5. Запуск тестового изображения для проверки работы стерео-системы. По идее, должен быть виден вращающийся объемный логотип Метабайта, который в некоторых положениях должен как бы "вылезать" из монитора. Смысл в том, что если смотреть в очках, то передняя часть логотипа вылезает из монитора вперед, стремясь заехать смотрящему своим торцом по лбу. :) (Объемную картинку мы вам, естественно, продемонстрировать не сможем)

Также в настройках драйверов есть параметры, отвечающие за работу Voodoo2-карты, но они будут рассмотрены позже.

Необходимо отметить тот факт, что все карты, базирующиеся на чипсетах от 3Dfx, не имеют поддержки полного OpenGL. OpenGL-минипорт от 3Dfx базируется на Glide, поэтому в настройках OpenGL закладки включения стереоочков нет - они включаются через Glide-установки.

Теперь о том, как это все работает. Принцип работы очков прост: стекла, которые имеют возможность при поляризации затемняться, попеременно закрывают то один, то другой глаз, в то время как на мониторе поочередно демонстрируются картинки для левого и правого глаза. При этом используется эффект "памяти" сетчатки глаза. То есть, на самом деле изображение формируется на мониторе, а человек просто смотрит на него через очки.

Но все выглядит так просто только на словах. На самом деле, за этой идеей скрывается огромный программно-аппаратный комплекс, функционирование которого мы сейчас рассмотрим поподробнее.

Начнем с Glide, поскольку на нем базируется в данном случае и работа OpenGL. Фирмой Метабайт разработан враппер Glide2x.dll, который при выводе 3D-изображения включает стерео-режим для очков. Поэтому надо обратить пристальное внимание на закладку Glide в драйверах:

Здесь есть возможность выбора между оригинальным Glide и враппером. Что имеется в виду. Если вы хотите получить стереоизображение, то надо переключиться в режим Use Glide Wrapper for Glide games. В этом случае, в системной директории, откуда игры берут glide2x.dll произойдет замена оригинального драйвера на враппер (а оригинальный будет сохранен в виде, указанном в этой же закладке). Таким образом, при наличии включенного режима стерео, все будет работать через враппер, и изображение на мониторе будет предназначено для просмотра через стереоочки. Если же режим стерео будет выключен, то Wicked3D-враппер станет как бы "прозрачным", давая возможность работы через родной или оригинальный драйвер.

Теперь, о запуске Direct3D-приложений в стерео-режиме. Рекомендуется включать стереорежим уже после запуска игры, то есть тогда, когда 3D активизировано. Это нехитрое действие выполняется нажатием комбинации Ctrl-T (таким же способом можно переключиться и обратно). Сделано это из-за специфики DirectX по выставлению частот для монитора. Но это не значит, что сразу игры не смогут работать через очки - многие из них все-же работали нормально сразу.

Теперь о впечатлениях. Очки испытывались с играми:

  • Unreal (Glide)
  • Quake2 (OpenGL)
  • Forsaken (Direct3d)
  • MotorHead (Direct3d)
  • Need For Speed-3 (Glide)

Хочу отметить, что кроме меня, в испытаниях приняли участие еще четыре специально подготовленных добровольца:

После нашего тестирования они все еще могут поделиться по e-mail своими впечатлениями с желающими. :)

Вначале резюме: 4 человека (включая меня) были просто в восторге (2-е сразу же решили при первой возможности купить себе такие очки :) и 1 человек имел средние впечатления.

Антон Чернышов: "Это просто здорово! Реалии мира по ту сторону монитора впечатляют, эффекты удаленности выше всях похвал."Алексей Брызгалов: "Потрясающе! Так и хочется за кромку монитора заглянуть, подозревая, что там спряталось нечто еще более необозримое."Александр Трухачев: "Очень даже отлично! Цветопередача прекрасная, глаза не болят совсем, эффекты выше всех похвал!"Ярослав Орлов: "Неплохо, но штучка для непродолжительной игры, глаза болят все же от напряжения, да и голова потом начинает побаливать."

Ну а мне просто понравилось. Глаза особо не болели (я более часа просидел в очках за Unreal), но напряжение чувствовалось. Не зря при установке программного обеспечения я был проинформирован о том, что у него не должно быть медицинских противопоказаний (частоты ниже 70 Гц не рекомендуются для глаз).

Конечно же, не видя этого трехмерного мира своими глазами, трудно представить весь эффект от данной системы. Как сказал мне Вячеслав, это и является основной проблемой рекламы данного продукта, поскольку о нем нельзя рассказать в картинках, это надо видеть каждому.

Но общие впечатления все-таки можно попытаться обрисовать на словах. С помощью очков все предметы в любой игре получают реальный объем, а сцена на обычном мониторе получает потрясающий эффект глубины. Приятной неожиданностью явилось появление в стрелялках Unreal и Quake2 настоящего лазерного прицела вместо стандартного крестика. Этот прицел, как и положено, отображается и на стенах, и на любых объектах, на которые он наводится. К слову сказать, очки позволяют понять глубинный смысл в различиях движков разных игр - перспектива везде выглядит по-разному. Но, тем не менее, она есть везде - монитор превращается в самое настоящее окно в нереальный сказочный мир объемной 3D-графики.

Однако, как и в каждой бочке меда, здесь тоже найдется ложка дегтя. Перед приобретением волшебных очков надо отдавать себе отчет в том, что ваши глаза смогут выдержать некоторую нагрузку, а также легко перефокусироваться. Например, у меня с этим поначалу были небольшие проблемы. То есть, я начинал видеть нормальное объемное изображение не сразу, а где-то через 3-4 секунды, когда глаза "перестраивались". Могу вполне ответственно сказать, что, похоже, это может легко получиться не у всех.

Тем не менее, даже наличие некоторых дефектов зрения, таких как близорукость, например, не помешает использованию этих стереоочков (их можно одевать и поверх обычных). Два совсем далеких от компьютеров человека, имеющих разные дефекты зрения и носящие очки, по моей просьбе по 15 минут посидели в стереоочках, немного понаблюдав заставки некоторых игр. И никаких жалоб или симптомов усталости или дезориентации не последовало. Однако, я считаю, что перед покупкой этого устройства, следовало бы оценить возможность использования его для себя, в силу индивидуальности восприятия.

Надо также отметить разницу между всем известным шлемом виртуальной реальности и этими очками. Прежде всего - это высокое разрешение и более качественная цветопередача через очки по сравнению со шлемом. Правда, шлем обеспечивает, несомненно, большее погружение в трехмерный мир, однако этот мир особым качеством не отличается.

И последнее, что надо отметить: необходимо, чтобы монитор понимал частоту вертикальной развертки от 100 Гц и выше, желательно иметь монитор, который знал бы более 140 Гц. В противном случае достаточно велика вероятность получения от игры неприятных ощущений в силу небезопасного для глаз мелькания кадров.

Цена этого устройства невелика - порядка 150$. По сравнению со шлемами виртуальной реальности это вполне приемлемая плата за открытие двери в виртуальную реальность.

Таким образом, по результатам проведенных испытаний стерео очки eyeScream получают наш вердикт "мечта геймера".

[Обзор Wicked3D Voodoo2 и Wicked3D Vengeance (Banshee)] Благодарим сотрудников компании Метабайт Андрея Основича и Вячеслава Гостренко за предоставление комплектующих для тестирования. Также спасибо фирме F.K. Product.

www.ixbt.com

Стереоочки ELSA Revelator

Появление такой новой технологии в трехмерной графике, как воспроизведение стерео 3D изображения стало большим событием в компьютерной индустрии. В самом деле, инструмент, обеспечивающий эффект глубиныотображаемой на экране монитора 3D-графики, не может не вызвать живого интереса. Еще в пору появления первых 3D акселераторов можно было услышать массу восторженных откликов по поводу реальность "того" мира за стеклом монитора. Достаточно вспомнить хотя бы отзывы об игре Unreal от тех, кто уже имел достаточно мощный компьютер (игра эта по тем временам была просто революционно требовательна к ресурсам компьютера). Общий тон отзывов был восторженным: "Так и хочется заглянуть в монитор! Там такой интересный мир!"

Тем не менее, жизнь идет, развитие технологий продолжается, и вот мы уже можем наблюдать за действием в той же игре Unreal со стереоэффектами, которые стали доступны с помощью применения специальных стереоочков. С помощью нового инструмента достигается новый уровень восприятия и действительно возникает желание заглянуть за кромку монитора: а что там еще есть? С помощью стереоочков изображение на мониторе приобрело объем, и мы без труда можем проследить движение снаряда, летящего от стекла монитора, куда то в даль. Я помню мое восхищение "квадратными" мухами в Quake2, когда было явно видно, как они подлетают с той стороны стекла монитору прямо ко мне. Самое главное, что подобные стереоэффекты можно получить не изменяя кардинальными образом комплектацию вашего компьютера. Надо лишь воспользоваться специальным инструментом в виде стереоочков, которые изменяют восприятие человеком графического изображения, выводимого на экран монитора.

В России появление инструмента для воспроизведения 3D графики в стерео режиме ознаменовалось массовыми поставками очков класса h4D от Metabyte - Wicked3D eyeSCREAM. В свое время мы писали об этих очках. Wicked3D eyeSCREAM отличаются гибкостью настроек и хорошо выполненным программным обеспечением, но при этом имеют довольно высокую цену и узкую область применения, т.к. практически до последнего времени эти очки можно было использовать только в паре с видеокартами на базе чипов 3dfx Voodoo2 и 3dfx Voodoo Banshee. Должен отметить, что компания Metabyte наконец-то выпустила драйверы Global eyeSCREAM, обеспечивающие возможность использования очков Wicked3D eyeSCREAM с видеокартами на базе чипов 3dfx Voodoo3, nVidia Riva TNT (2), ATI Rage128 и других. Однако, некоторая "сырость" этого программного обеспечения, прямо-таки явная "любовь" программистов из Metabyte к поддержке чипсетов от 3dfx, не дает, например, возможности полноценно использовать eyeSCREAM с картами на базе чипсетов TNT (2) от nVidia. Недавно я пытался установить Global eyeSCREAM, чтобы обеспечить работу стереоочков от Metabyte совместно с картой на базе nVidia Riva TNT2, и все мои попытки оканчивались неудачей: просто не появляется закладка настроек очков и все. И ни в одной игре (кроме Incoming) стереоэффекта не было. Только после того, как я установил видеокарту 3dfx Voodoo3, поставил Global eyeSCREAM на эту плату,закладка появилась, стереоэффектом стало возможно управлять. После замены платы обратно на nVidia Riva TNT2 и переустановки Global eyeSCREAM поверх прежних драйверов закладка осталась, и стало возможно получать стереоэффект и на карте с чипсетом nVidia Riva TNT2. Что это? Явная недоработка. Тем не менее, драйверы были выпущены как "релиз", т.е. полностью готовые, а не бета-версия, что вызывает еще большее недоумение.

Стереоочки от ASUS VR100 мы намеренно здесь не будем рассматривать, поскольку их область применения очень ограничена (они работают только в паре с двумя картами от самой ASUS), так и из-за того, что они имеют слабую поддержку в играх, о чем можно почитать в обзоре ASUS v3800.

Ну да ладно, перейдем к предмету нашего сегодняшнего рассмотрения. К нам на испытания попали стереоочки Revelator от компании Elsa. Это довольно дешевые относительно Wicked3D eyeSCREAM очки. Elsa Revelator стоят примерно в 3 раза меньше, чем eyeSCREAM. Разница в цене объясняется тем, что в очках Elsa Revelator не используется довольно дорогой инфракраснй излучатель и приемник как у очков eyeSCREAM, что и послужило причиной снижения цены. При этом стереоочки Revelator работают только совместно с видеокартами на базе чипсетов nVidia Riva TNT (2). Подчеркну, что только с картами на этих чипсетах! Поэтому владельцам видеокарт на базе других чипсетов этот обзор может послужить лишь как источник интересной информации.

Что же представляют собой очки Elsa Revelator?

Очки Elsa Revelator представляют собой очень легкую и удобную конструкцию, оснащенную длинным (порядка 3-х метров) проводом, который подключен к переходнику, располагаемому между видеокартой и монитором. Никаких дополнительных источников питания не требуется. Существует и беспроводная версия Elsa Revelator, использующая, как и eyeSCREAM инфракрасное излучение. Вместо стекол в очках Elsa Revelator установлены специальные LCD экраны.

До недавнего времени очки ELSA Revelator работали только с видеокартами от самой ELSA (Erazor II, III), однако буквально несколько недель назад фирма выпустила универсальные драйверы, с помощью которых эти очки могут работать в паре с любой картой на базе чипа nVidia Riva TNT (2). Перед тем, перейти к рассказу о настройках программного обеспечения, рассмотрим принцип действия ELSA Revelator.

Итак, как же работают эти очки? Давайте прочтем небольшую лекцию о том, как мы видим объекты в пространстве. Поскольку люди обладают бинокулярным зрением, у нас есть два глаза, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Это расстояние позволяет нам воспринимать одни и те же сцены под разными углами. Наш мозг, в свою очередь, преобразует эти данные и создает пространственное изображение. Благодаря тому, что глаза расположены на расстоянии друг от друга, мы способны также воспринимать глубину объектов. При наличии только одного глаза, мы существенно ограничены в восприятии глубины. Зная особенности чувственного и глубинного восприятия, ELSA направила своих инженеров на разработку легких и недорогих очков. Вот как они объясняют технологию своих очков Revelator:

  1. Графический драйвер получает от 3D игры указания нарисовать трехмерную сцену. По ходу создаются два 2D изображения, расположенные горизонтально.
  2. В зависимости от расстояния между объектами они сдвигаются в левую картинку или в правую со смещением, а изображения с одинаковой перспективой последовательно вычисляются для левого и правого глаза.
  3. В то время как компьютер работает над следующей сценой, эти изображения последовательно показываются.
  4. Когда показывается изображение для левого глаза, LCD экран для правого глаза затемнен, и наоборот, когда показывается изображение для правого глаза, затемняется LCD для левого.
  5. Эта операция повторяется 120 раз в секунду, обеспечивая максимально плавный показ со скоростью 60 изображений в секунду для каждого глаза.

Инертность изображения, а также тот факт, что оба LCD в отличие от монитора расположены вне зоны фокуса глаза, гарантируют практически полное отсутствие мерцания. Таким образом, пользователь видит настоящее трехмерное изображение.

В результате, от монитора требуется частота смены кадров в 120 Гц. В принципе, в этом и заключается единственное требование к оборудованию со стороны очков Elsa Revelator.

Теперь рассмотрим особенности настройки очков Elsa Revelator. После установки программного обеспечения появляется дополнительная закладка "Stereo" в настройках дисплея. К сожалению, при установке драйверов от ELSA на видеокарты иных производителей все настройки 3D-графики полностью пропадают (при инсталляции драйверов дается как бы намек на это, говоря пользователю, что данное программное обеспечение самое новое, и что там все настройки выставлены для лучшего качества и т.п.). Поэтому если хотите использовать очки ELSA Revelator с другими картами на чипсетах nVidia Riva TNT (2), то надо иметь отдельную утилиту для настроек 3D-графики (например, PowerStrip).

Рассмотрим настройки очков Elsa Revelator:

В самом центре закладки приводится список игр, которые поддерживаются этими очками. Список не такой большой. Также надо учесть, что ELSA Revelator НЕ РАБОТАЕТ с OpenGL - играми. В принципе, запустить такие игры в режиме стерео можно, но с помощью эмулятора OpenGL через Direct3D, например, враппера от SciTech. Но для этого надо ввести ту или иную игру в имеющийся список в настройках очков. К сожалению, сделать это "цивилизованным" путем с помощью кнопок и меню нельзя. Поэтому придется заниматься редактированием Registry.

Ниже привожу пример для игры Quake3:

REGEDIT4

[HKEY_LOCAL_MACHINESoftwareELSAStereo3DQUAKE3.EXE] @="Quake3""DefaultSettings"=hex:01,01,01,01,00,00,a0,41,00,00,00,00,00,00,80,3f,00,00,00, 00,01,00,00,00,00,00,00,00

Параметр "DefaultSettings" можно ставить для начала один и тот же, затем уже в настройках эти установки редактируются.

Что же можно изменять в настройках для конкретной игры? Ниже представлен скриншот "Advanced settings":

Прежде всего, это включение фирменной технологии Dyna-Z, позволяющей каждому пользователю по своему желанию настроить визуальную удаленность объектов, затем можно "ползунком" Front - Back установить координату начала отсчета отображения сцены: прямо перед экраном или позади него. Во втором случае эффект получения трехмерного мира внутри монитора будет более впечатляющим. Любителям тонкой настройки можно вручную выставить конкретные значения координаты начала отсчета отображения. Довольно часто встречаются в 3D-играх моменты, когда, находясь в комнате, через открытую дверь видишь еще одну комнату. Вот для того, чтобы та, удаленная комната тоже как бы наполнилась объемом, а также для получения подобных сложных стереоэффектов существует параметр Enlarge Clipping rectangle.

Все остальные настройки являются специфичными для каждого пользователя, которые рекомендуется настраивать под свои глаза. Это можно сделать и в процессе игры, нажав определенную горячую клавишу. Горячие клавиши можно самостоятельно определить:

Здесь же можно определить местоположение скриншотов, которые можно делать в процессе игры (получаться будут такие же "двойные" BMP-файлы, что мы привели выше). Отмечу, что после установки программного обеспечения будет возможность запустить специальную программу для просмотра этих стерео-картинок.

Существует еще одна не менее важная настройка очков - выбор размера монитора и установка расстояния между глазами для достижения полноты стереоэффекта:

Хочу заметить, что очки ELSA Revelator можно довольно тщательно настроить на разные типы зрения. Даже люди, носящие постоянно обычные очки, могут пользоваться очками Elsa Revelator без каких-либо неудобств и дискомфорта.

Из личных впечатлений скажу, что, несмотря на то, что я уже довольно долго пользовался очками eyeSCREAM, мне ELSA Revelator понравились ничуть не меньше. Я использовал очки Elsa Revelator совместно с картой Hercules Dynamite TNT2 Ultra. Замечу, что порой эти очки превосходили по качеству стереоэффекта и создаваемым ощущениям все то, что я видел через eyeSCREAM. Прежде всего, это четкость текста, с чем у eyeSCREAM были всегда проблемы. Далее, конечно же, простота использования! Это качество говорит само за себя. Не надо водружать на монитор инфракрасный излучатель, следить за тем, как бы не отклониться случайно в сторону от луча. Замечу, что появилась версия eyeSCREAM с проводом, но в России их пока нет.

Низкая стоимость ELSA Revelator - это очень важный плюс, делающий эти очки доступными многим владельцам карт на базе чипсетов nVidia Riva TNT (2). Надеюсь, что и программное обеспечение будет совершенствоваться и дальше, и будут доступны пользователю и основные настройки по 3D видеокарт на базе nVidia Riva TNT (2).

Подчеркну еще раз требование очков ELSA Revelator к монитору: необходимо, чтобы монитор мог выдавать частоту кадров не менее 120 Гц.

Минусы у ELSA Revelator тоже есть. Прежде всего, это ограниченность числа разнообразных видеокарт, с которыми можно использовать эти очки. Напомню, что ELSA Revelator работают лишь с теми видеоадаптерами, которые построены на базе чипсетов nVidia Riva TNT (2). В данном случае очки eyeSCREAM даже при недоработках в программном обеспечении Global eyeSCREAM получают очень большое преимущество. Затем - это отсутствие поддержки OpenGL - игр. Можно их запустить через эмулятор OpenGL, но при этом будет теряться скорость, а значит, на относительно слабых компьютерах вообще возможна потеря играбельности. Впрочем, есть мнение, что инженеры ELSA усиленно работают над новым программным обеспечением, где будет уже введена поддержка OpenGL игр. И в заключение перечисления недостатков отмечу, что расширить список поддерживаемых стереоочками ELSA Revelator игр можно пока только вручную, внося изменения непосредственно в Registry.

Как итог, можно сказать следующее: владельцам карт на nVidia Riva TNT (2) можно смело рекомендовать эти очки к приобретению, поскольку они почти в 3 раза дешевле Wicked3D eyeSCREAM, удобны в использовании и привет обеспечивают яркие ощущения от 3D графики за счет стереоэффекта. Однако надо учитывать обязательно и тот факт, что некоторые люди вообще не воспринимают графические стереоэффекты, поэтому перед приобретением как ELSA Revelator, так и других подобных стереоочков желательно найти способ испытать их применительно к своим глазам.

Спасибо Анне Филатовой за оказанную помощь при подготовке обзора.

Очки ELSA Revelator предоставлены компанией Niagara.

www.ixbt.com


Смотрите также