Стелс-бомбардировщик B-2 "Спирит": НЛО против ПВО. Очки бомбардировщик


Northrop B-2 Spirit. Стелс. Фото. Характеристики.

 

 

В-2 – это стратегический бомбардировщик американского производства, который входит в третье поколение малозаметных самолетов. Данный воздушный агрегат не считается «невидимкой», поскольку существуют специальные системы, способные его определить. Но благодаря небольшой заметности для вражеских ПВО самолет практически был не заменим, поскольку имел большой уровень выживаемости.

Northrop B-2 Spirit

Конструкция самолета выполнена по схеме «летающее крыло» с отсутствием вертикального оперения. Расщепляющие щитки выполняют функцию рулей направления. Их установили на концах крыла. Основная часть самолета построена из алюминиевых и титановых сплавов с небольшим применением углепластиков с полиамидной и бисмалеимидной матрицами, обладающими увеличенной теплостойкостью. Главным несущим компонентом является титановый однолонжеронный кессон, который размещен в центральной передней части корпуса и сопутствующих промежуточных секциях. К ним крепятся углепластиковые консоли крыльев.

Толщина титановых монолитных панелей кессона – 23 мм. Ряд всех титановых элементов сконструирован с добавлением диффузной сварки и сверхпластического формирования. Некоторые из них являются самыми длинномерными в авиации США.

Форма самолета в плане создана 12 прямыми линиями, что дает возможность концентрирования всего отражения в горизонтальной плоскости в некоторых главных узких секторах. В основе лежит четырёхлепестковая схема. Параллельные задние и передние кромки люков и корпуса, отсеков двигателей и створок ниш шасси, а также обечаек воздухозаборников создают Х-образно размещенные 4 главных сектора отражения. По 2 сектора с задней и передней полусфер.

Northrop B-2 Spirit

С фронтальных и боковых ракурсов бомбардировщик не имеет плоских поверхностей и прямых линий. В носке крыла расположена внутренняя шиловидная радиопоглощающая конструкция с сотовым заполнителем, покрытие радиопоглощающее. Передняя кромка корпуса самолета острая, не имеет изломов, со стреловидностью 33°. Задняя кромка выполнена в форме двойногоW. На полуразмахе находится верхняя точка излома. Крыло В-2 выполнено по сверхкритическому профилю.

На самолет установили 4 двигателя − по 2 на каждом крыле возле бомбоотсеков. Специально для радиолокационной малозаметности бомбардировщика сопла двигателей сконструировали плоскими. Эта же форма способствует формированию изотропного рассеивания уходящих волн, поскольку самолет выполнен по плавному сопряжению элементов и минимальному количеству выступов. Все щели с внешней стороны поверхности самолета полностью заделываются, а вооружение и двигатели находятся внутри конструкции.

Northrop B-2 Spirit

В экипаж входят два человека. Они находятся в герметической кабине. На каждом рабочем месте присутствует полный комплект органов управления. Вход в кабину находится в отсеке передней стойки шасси, осуществляется при помощи складной лестницы. В этом же отсеке расположена кнопка запуска двигателей и основных бортовых систем самолета. Чаще всего ими пользуются в случае тревоги. Кабина остеклена четырьмя многослойными панелями, которые обеспечивают осмотр в горизонтальной плоскости 200°. На панели нанесен специальный слой, имеющий фотореакционную способность, которая становится светонепроницаемой во время светового воздействия ядерного взрыва. Радиолокационное излучение не может пройти через него, поскольку присутствует золотосодержащее покрытие. Во время пилотирования самолета летчики надевают противолазерные очки.

В-2 видео

В хвостовойчасти между секций корпуса и в консолях крыла находятся топливные баки. За кабиной экипажа сверху фюзеляжа находится приемник системы дозаправки горючего в полете. В-2 могут заправлять самолеты К-135 и КС-10.

Электродистанционная система управления полетом квадродуплексная, цифровая, с быстрореагирующими приводами. Состоит из четырех вычислителей и может сохранять работоспособность при двух отказах. Воздушная система сигналов с наличием 20 датчиков давления малозаметна.

В комплекс бортового оборудования входит подсистема NSS навигационного класса. В ее состав включены 2 связанных между собой блока: инерциальный IMU и астроинерциальный AIU. На ЭЛТ присутствуют 8 цветных многофункциональных индикаторов, по 4 для каждого пилота.

История проекта В-2

История создания тяжёлого бомбардировщика берет свое начало с 1979 года с программы АТВ (Advanced Technology Bomber). В то время свой пик набрала «холодная война» между США и СССР. На этот период попали выборы в США, в которых Р. Рейган обещал восстановить американские вооружённые силы. В августе 1980 года министерство обороны заявило о намерении создать целый ряд малозаметных перспективных самолетов,  в составе которого присутствовала программа АТВ.

В-2 бомбардировщик

По итогам предварительного оценивания конкурс на разработку нового бомбардировщика выиграли две команды: Lockheed Rockwell и Northrop Boeing. Обе они получили достаточное финансирование и контракт на исследование. В конце октября 81 года победила команда Northrop Boeing.

Предложенный проект получил кодификацию В-2 с обозначением «Spirit». В середине 80-х годов возникла заминка с дизайном самолета, что задержало начало летных испытаний на 2 года и повлекло увеличенное финансирование на 1 миллиард долларов. К 1989 году по подсчетам специалистов на проект нового малозаметного бомбардировщика в целом потратили 23 миллиарда долларов.

Первый прототип собрали на заводе ВВС №42 в Калифорнии, там же его и продемонстрировали общественности. А в июле состоялся его первый публичный полет.

Из-за огромной дороговизны построили всего 21 экземпляр В-2. Практически все они названы именами американских штатов. Последний, «Дух Америки», под бортовым номером 82-1066 приняли на вооружение 14 июля 2000 года.

Модернизация бомбардировщика

Конгресс США в 2008 году профинансировал программу модернизации системы управления вооружением против наземных движущихся целей. В декабре этого же года с компанией-создателем подписали контракт на усовершенствование радиолокационной системы, в результате чего систему перевели на другой частотный диапазон. В апреле 2009 года модернизировали грузоподъёмность В-2. Теперь он мог нести до 13 500 кг груза в каждом отсеке. В 2010 году компания смогла решить проблему, связанную с растрескиванием металлической панели самолета.

В-2 бомбардировщик

В апреле спустя 2 года закончились испытания бомбардировщика с наличием нового программногообеспечения, навигационной и коммуникационной систем. А в конце сентября 2012 года завершилась модернизация В-2 по установке новой БРЛС AN/APQ-181 с наличием АФАР. Дополнительно установили новую систему связи и бортовое оборудование.

В-2 – это не только самый дорогостоящий самолет в мире, но и в истории авиации. На период 1998 года стоимость одной единицы самолета В-2 составляла 1,157 миллиардов долларов. Стоимость программы АТВ обошлась Америке в 45 миллиардов долларов, а общая стоимость с учетом НИОКР для одного экземпляра 2,1 млрд долларов.

Впервые В-2 использовали по назначению во время проведения операции НАТО 1999 года в Югославии. Также его активно привлекали для разного рода ударных операций на территориях Афганистана и Ирака. В 2003 году самолет использовали в операции «Иракская свобода» (22 боевых вылета). В 2011 году – операция «Одиссея. Рассвет», использовали три В-2 в Ливии.

В-2 бомбардировщик

Northrop B-2 Spirit - cтратегический бомбардировщик фирмы «Northrop», основной самолет своего класса ВВС США конца XX — начала XXI вв. Первый его полет состоялся 22 ноября 1988 г. На начало века в строю находился 21 самолет. В-2 выполнен по технологии «Стелс», он практически не может быть замечен приборами обнаружения воздушных целей.

Это достигается за счет геометрии планера самолета (отсутствие резких перегибов, изломов между сопрягающимися деталями обшивки), применения композиционных материалов, использования специальных лакокрасочных покрытий. Самолет способен выполнять боевые задачи как на больших высотах, так и на малых, в частности, он может совершать полеты в режиме огибания рельефа местности.

 

Northrop B-2 Spirit фото

Northrop B-2 Spirit фото

 

Силовая установка: четыре турбореактивных двухконтурных двигателя F118-GE-100 фирмы «General Electric».

 

Основные характеристики Northrop B-2 Spirit:

 

  • Размах крыла: 52 м

  • Длина: 21 м

  • Максимальная скорость: 1 010 км/ч

  • Дальность полета: 11 100 км

  • Начало эксплуатации: Апрель 1997 г.

  • Стоимость: 737 000 000–737 000 000 USD (1997 г.)

  • Тип двигателя: General Electric F118

 

Northrop B-2 Spirit схема

Northrop B-2 Spirit схема

 

Вооружение:

  • Боевая нагрузка: до 22 730 кг

  • Ядерное оружие: 16 х В61-11 (340 килотонн) или 16 х B83 (1,1 мегатонн) или 16 х AGM-129 ACM или 16 х AGM-131 SRAM II

  • Обычные бомбы: 80 х Mk.82 или 16 х Mk.84 или 36 кассетных бомб х CBU-87/CBU-89 GATOR

  • Высокоточное оружие: 8 х GBU-27 или AGM-154 JSOW или 12 х JDAM

  • Крылатые ракеты: 16 х AGM-158 JASSM

 

 

Военная авиация

avia.pro

Стратегический бомбардировщик Northrop B-2. Бомбардировщик B-2: характеристики и фото

Таинственный B-2 (бомбардировщик) вызывает огромное число суждений, мифических легенд, высказываний. Что представляет собой этот самолет, если говорить о достоверных фактах? Американский летательный аппарат, невидимка третьего поколения эксплуатируется уже более 15 лет и, несмотря на завесу секретности, в мировом информационном поле появляются данные о технологических устройствах и характеристиках крылатого корабля.

Общее описание

Стратегический бомбардировщик B-2, являющийся произведением американской военной промышленности, разрабатывается как летательный аппарат с уменьшенной возможностью обнаружения противовоздушными войсками противника. Полностью невидимкой он не становится, так как специальные системы слежения определяют его на экранах радаров, но для обычных ПВО он незаметен, что говорит о его выживаемости в условиях бомбардировки.

Впечатляет внешний вид самолета, который напоминает летательные аппараты из фантастического фильма. Бомбардировщик B-2 Spirit выглядит в небе как стремительно мчащийся черный лоскут треугольной формы, взгляд в профиль выдает в нем настоящую летающую тарелку, приплюснутую, без хвостового оперения и фюзеляжа.

b 2 бомбардировщик

Для обеспечения функции невидимки используются передовые стелс-технологии:

  • наружная поверхность самолета покрывается материалами с высокой степенью поглощения радиоволн;
  • применяется конструктивная схема аэродинамики «летающее крыло»;
  • используется экранирование струй реактивного двигателя, значение ЭПР находится в пределах от 0,0015 до 0,1 кв. м.

Принципиальные особенности конструкции самолета

Производится бомбардировщик B-2 "Спирит" в виде крыла, схема предполагает полное отсутствие вертикальных компонентов оперения. В качестве направляющих рулей устанавливаются расщепляющие щитки на конечной части крыльев. Большая часть корпуса и основные детали делаются из титановых и алюминиевых сплавов. Дополнительными материалами служат углепластики и полиамиды с повышенным коэффициентом теплостойкости.

Стратегический бомбардировщик B-2 Spirit имеет несущий элемент в виде титанового кессона, расположенного в передней половине корпуса и продолжающегося в промежуточных отделах. Крылья самолета выполняются из углепластика. Монолитные панели титанового кессона делаются толщиной 23 мм. Соединение деталей между собой производится диффузной сваркой или улучшенной пластической формовкой.

Форма

В основе формирования внешнего вида лежит система четырех лепестков, а форма самолета создается 12 линиями. Это концентрирует отражение в плоскости горизонтали и в небольшом числе секторов центральной части. Задние и передние параллельные между собой обрамления корпусов, люков, двигательных отсеков, створки отверстия для шасси создают размещенные 4 сектора главного отображения. С передней и задней полусферами получается по 2 сектора.

Во фронтальной и боковой проекции крылатый корабль не имеет плоскостей и прямых линий. У основания крыла ставится конструкция, поглощающая радиоволны. Передняя часть кромки летательного аппарата выполняется под острым углом в 33º, а задняя сделана в форме английской буквы W. На середине полуразмаха крыла определяется точка верхнего излома, бомбардировщик B-2 Northrop имеет сверхкритический профиль крыла.

Самолет оснащается 4 двигателями, расположенными по обе стороны от бомбовых отсеков. Для обеспечения незаметного режима в небе сопла двигателей конструируются плоскими, на наружной поверхности самолета нет никаких щелей, а двигатели и вооружение располагаются внутри аппарата.

Недоработки конструкции

То, что у крылатого корабля отсутствует хвостовое оперение, ничуть не мешает ему лихо маневрировать в воздухе, стелс-бомбардировщики B-2 плохо сохраняют в небе выбранный курс из-за отсутствия вертикального киля. Поворот осуществляется креном самолета, при котором уменьшается сила на нижнем крыле, а верхнее принимает возрастающую подъемную силу, что приводит к развороту аппарата в нужном направлении. В авиации существует понятие "нагрузка крыла", которое относится к числу главнейших параметров судна. Чем меньше килограмм воздействует на один квадратный сантиметр крыла, тем легче самолету совершать повороты в воздухе. Таким образом увеличивается маневренность бомбардировщика.

Управлять бомбардировщиком нельзя без установки электрической дистанционной системы управления и автоматических устройств, следящих за процессом полета и выдающих командные импульсы на механические детали крыльев.

Устройство кабины

Самолет пилотируется двумя членами экипажа, B-2 (бомбардировщик), фото которого представлено ниже, оснащается для этого герметичной кабиной, расположенной в передней части самолета.

бомбардировщик b 2

Попадают на рабочее место летчики через отсек в переднем шасси по складной лестнице. Для каждого летчика на рабочем месте имеется полный комплект приборов управления. В этом же месте предусмотрены кнопки запуска двигателей и систем бортового оснащения летательного аппарата. Эти кнопки ставятся на случай тревоги.

Защита прозрачной части кабины состоит из 4 панелей многослойной конструкции, позволяющих осуществлять обзор по горизонтали под углом 200º. На случай возникновения недалеко от самолета ядерного взрыва на стекло нанесен состав с компонентами золота, становящийся светонепроницаемым и не пропускающим радиационное излучение. Полет авиаторов проводится в противолазерных очках.

Система управления в самолете

Бомбардировщик B-2 оснащен дополнительным электрическим управлением на дистанции, которое представляет собой цифровую систему, квадрадуплексную с элементами быстрого реагирования. Автоматическое управление содержит в своем составе четыре вычислительных блока и остается в работоспособном состоянии при выходе из строя двух из них. Воздушная сигнальная система содержит 20 датчиков снятия показаний давления, что делает ее малозаметной.

Американский бомбардировщик B-2 в комплексе бортового оборудования имеет подсистему навигации класса NSS. Молниеносное реагирование на изменение ситуации в полете осуществляется двумя взаимосвязанными электронными блоками: IMU (инерциальным) и AIU (астроинерциальным). Каждый из пилотов наблюдает за 4 индикаторами многофункционального действия.

История создания

Во времена холодной войны между СССР и Америкой в 1979 году Р. Рейган во время предвыборной кампании обещает восстановить вооружение американской армии. Уже через год американское правительство намеревается создать ряд перспективных летательных аппаратов по быстрой доставке боеприпасов в зону поражения, и не первое место в списке занимает бомбардировщик-невидимка B-2. Прагматичные американцы просматривают на свету каждый доллар, прежде чем вложить его в какое-либо дело. Фантастический самолет с увеличенными возможностями и уменьшенной видимостью казался проектом с оправданными перспективами и находился на особом контроле у правительства США.

Компанией Northrop Grumman разрабатывается малозаметный бомбардировщик стратегического назначения, который предназначается для прорыва плотной системы противовоздушного слежения и доставки ядерного и другого оружия. Он разрабатывается на основе индустриальной программы АТВ.

американский бомбардировщик b 2

Проект получает кодовое название B-2 с условным обозначением Spirit. Возникшая в 1987 году заминка из-за отсутствия дизайнерского решения откладывает начало испытаний до 1989 года и повышает финансирование проекта еще на миллиард долларов. Финансисты к 1989 году определяют стоимость затрат на создание нового самолета в 23,1 миллиарда долларов.

Первый экземпляр получает путевку в жизнь на военном заводе в Калифорнии, где и проходит его первый полет и демонстрация заинтересованным слоям общественности. Из-за высокой стоимости строится только 21 бомбардировщик B-2 Spirit Stealts. Все боевые машины получают личные имена, которые совпадают с названиями штатов Америки. Последний экземпляр крылатого корабля под названием «Дух Америки» ставится на вооружение армии в июле 2000 года.

Модернизация самолета

В 2008 году конгресс Америки финансирует программу, чтобы модернизировать B-2 (бомбардировщик). Система управления поражением движущихся наземных целей и радиолокационная сеть претерпевают положительные изменения. 2009 год увеличивает грузоподъемность воздушного судна, которая составляет 27 тонн, разделенных наполовину в правом и левом отсеках. В 2010 году усовершенствуется материал панели самолета, что делает невозможным еще недавнее растрескивание детали.

Панель находится между двигателями, нарушение ее поверхности связывается с тем, что постепенно накапливается усталость металла, приводящая к трещинам. Она закрывает композитный каркас от реактивной раскаленной струи и находится под действием высоких температур, не последнюю роль играет и вибрация при работе силовых установок. Инженеры компании справляются с задачей внесением изменений в конструкцию хвоста и применением более совершенных сталей.

В апреле 2010 года бомбардировщик получает усовершенствованное программное обеспечение, новую навигационную и прогрессивную коммуникационную системы. А в сентябре 2012 года в управление самолетом внесены изменения в части установки модернизированной БРЛС AN/APQ-181 с имеющейся в наличии радар АФАР. Обновки дополняются более совершенной связной системой и заменой оборудования в бортовом отсеке.

Технические характеристики боевой машины

Пилотируемый бомбардировщик имеет отличные технические характеристики. B-2 (бомбардировщик) оснащен авиационной электроникой. ИК-система FLIR создает расширенный обзор, высотомер с радиоволной HANIUAL устроен так, что его сигнал при разведке не обнаруживается противником.

Для передвижения в заданных координатах установлена навигационная система инерциального действия, есть канал для обмена данными со спутниками разведки. Точный выброс управляемых боеприпасов системы JDAM в заданном диапазоне обеспечивается при помощи устройства целевого указания. Самолет имеет связанную систему датчиков, передающих данные в систему управления об изменении ситуации снаружи судна.

бомбардировщик невидимка b 2

Летательный аппарат снабжается радаром АФАР, но это не является характерным устройством для малозаметного самолета, стоит выпустить один сигнал и вражеские ПВО засекут самолет. Например, старое летательное судно F-117 имеет только пассивные средства сбора данных. Технические характеристики самолета:

  • в кабине свободно располагаются два пилота;
  • длина летательного крейсерного судна составляет 20,9 м;
  • аппарат имеет размах крыльев 52,1 м;
  • высота самолета - 5,1 м;
  • площадь поверхности крыла - 460 м2;
  • пустой крейсер без начинки весит 71,7 т;
  • нормальная и максимальная масса на взлете составляет 152,6 и 171 т соответственно;
  • топливо для заправки аппарата на весь период полета весит 73 т;
  • полезная нагрузка до модернизации и после – 22,7 и 27 тонн соответственно;
  • двигатель самолета двухконтурный турбореактивный, весит 1,452 т;
  • максимальная возможная скорость полета - 860 км/час;
  • средняя скорость крейсера - 776 км/час, боевая область захватывает радиус 5310 км;
  • дальность полета составляет 11110 км, время в пути до - 6,5 ч, B-2 (бомбардировщик) поднимается максимум на 15000 м.

Применяемое вооружение

Для поражения цели используются ядерные боеприпасы 340 к/тонн, 1,1 м/тонн. На борту самолета перевозят обычные бомбы 16 х 84, 36-кассетные бомбы 80 х 82. Используется оружие высокой точности, в качестве средства поражения применяют крылатые ракеты.

Существует распространенный миф, что бомбардировщик B-2 использовать крылатые ракеты не способен. Это неправда, так как для носителя в данном случае требуется подвесить боеприпас в отсеке для бомб и переместить его в заданную точку сброса, с чем без труда справляется аппарат.

b 2 бомбардировщик фото

Недостатки невидимки

Широкие слои американских военных и конгрессменов попросту обманываются в наилучших ожиданиях. Не все люди имеют познания в области радиотехники, а тем более в явлении дифракции электромагнитного излучения. Перед ними выступали лекторы с идеей создания невидимого бомбардировщика, ученые наперебой обещали создание такого самолета уже сегодня и заразили этой мыслью множество людей.

Но результативность идеи оказывается несколько сомнительной, полученная площадь рассеивания летательного аппарата остается в диапазоне от 0,0015 до 0,1 м2. Эта характеристика намного превосходит показания, например, истребителя, у которого ЭПР составляет 3-4 м2. На первый взгляд, площадь рассеивания находится в выгодном диапазоне.

Но уменьшенное ЭПР бомбардировщика не становится критическим показателем его невидимости. Снижение рассеивания является эффективным только для пролета над устаревшими моделями ПВО. Современные модификации радаров способны разглядеть самолет с такой областью рассеивания на расстоянии до десяти-двадцати километров.

Плоские формы, отсутствие вертикальных линий и хвостового оперения приводит к невозможности оставаться на выбранном курсе, и это требует установки дорогостоящего электронного управления.

Возникли практические проблемы с инфракрасным излучением, несмотря на совместные усилия инженеров и ученых. Они стараются расположить двигатели сверху самолета, изменяют выходные отверстия сопел для ускоренного охлаждения продуктов сгоревшего топлива. Это дает свои результаты, но идеального сокрытия реактивного раскаленного выхлопа не получается.

Свидетельства очевидцев на всевозможных современных выставках говорят о том, что через зрачок тепловизора самолет очень заметно просвечивается и хорошо различим. Аппарат может увидеть противник, в таком случае B-2 (бомбардировщик) обречен на уничтожение.

характеристики b 2 бомбардировщик

Эквивалент большой толпе самолетов

Согласно расчетам военных ученых, для нанесения урона в глубине расположения врага бомбардировщикам F-16 в количестве 32 машин с применением оружия высокоточного образца требуется множество сопроводительной техники. В эскорте состоят 16 истребителей, 4 самолета-постановщика помех, 8 летательных аппаратов для подавления радаров и целая стая заправщиков (15 штук), которые обеспечивают вышеназванные экипажи топливом.

Абсолютно идентичный удар по мощности наносит группа невидимых F-117 из 8 самолетов в сопровождении двух базовых заправщиков. Но американский бомбардировщик B-2 выходит в этом сравнительном анализе на лидирующие позиции – выполнение аналогичного задания требует присутствия в воздухе только двух стелс-систем и при этом не требуется применение топливных танкеров, так как максимальная дальность полета не требует дозаправки в небе. Как видим, экономия налицо.

Авария бомбардировщика-невидимки

Авария произошла на острове Гуама. Аэродром покидают четыре самолета из тех, что последние 4 месяца базировались на территории острова. Бомбардировщик с именем «Дух Канзаса» взлетает вторым. Раздается характерный хлопок, появляется выхлоп густого дыма на некотором расстоянии от вышки диспетчера. Вызываются пожарные и санитарные службы, но самолет спасти не удается, он полностью уничтожен.

Экипажу взлетевшего первым самолета приказано срочно вернуться к месту дислокации, все полеты бомбардировщиков данного типа приостановлены до выяснения исходных причин аварии. Летчики успели катапультироваться и получили не очень сильные повреждения, одного выписали на второй день, а другой некоторое время лечился в стационаре.

Предполагается, что причиной аварии послужила поломка механизма или действие человеческого фактора. После проведенного исследования специальной комиссией были сделаны выводы о том, что взрыв бомбардировщика-невидимки B-2 произошел в результате отказа двигателя.

стратегический бомбардировщик b 2 spirit

Карьера боевого бомбардировщика

Впервые для поражения бомбардировщик применялся во время войны НАТО в Югославии, где было сброшено около 600 высокоточных боеприпасов. Характерно, что самолеты совершали бомбардировку без пересадки, они отправлялись с базы в штате Миссури, сбрасывали бомбы в Косово и долетали обратно.

Иракская война предоставляет новый плацдарм для боевых действий. Бомбардировщик-невидимка B-2 совершает взлет с атолла Диего Гарсия и еще одной секретной базы без разглашения названия. Всего самолеты делают около 22 вылетов. Авиабаза Уайтмен выпустила 27 начиненных боеприпасами летательных аппарата, которые в сумме с первыми бомбежками сбросили на территорию Ирака более 300 тонн бомб. Средний показатель пребывания в воздухе составил 30 часов, при этом отмечается, что наибольшая рекордная продолжительность принадлежит одному из экипажей, находящемуся в небе более 50 часов.

Немало опыта в боевой карьере прибавляет участие в бомбардировках Ливии в 2011 году, при котором боеприпасы сброшены на 45 наземных целей. Для крошечной серии выпуска в 21 единицу бомбардировщиков отмечается весьма неплохой боевой опыт.

Подведение итогов

Боевой бомбардировщик B-2 Spirit Stealth историей своего создания показывает, как не нужно производить самолеты. Несмотря на обильную шумиху, раскрученную вокруг идеи создания невидимого самолета, выпустить идеально подходящий под рекламное описание воздушный корабль так и не удалось. Сверхдорогие бомбардировщики наносят конгрессу США больше ущерба, чем его противникам. Вложение миллиардных средств совсем не оправдывается, налицо небольшая эффективность в связи с растущими новыми технологиями обнаружения воздушных целей.

На такой грустной ноте история стелс-бомбардировщиков не заканчивается, оптимистичным становится тот факт, что многие страны берут на вооружение известную технологию. Очевидно, она имеет рациональное применение, другое дело, насколько соответствуют вложенные средства полученному результату.

fb.ru

» Про очки и самолеты

Я носил очки с самого детства. Это наследственное, у отца было точно такое же нарушение зрения. Нужно сказать, что в детском саду дети (пользуясь Машенькиной формулировкой) изрядно меня доставали своими желаниями померить очки. Это, естественно, было небезопасно для них (очков), а детские очки, в то время были большой редкостью и, как мне помнится, покупались в Москве. Мы ездили с отцом в Москву в какие-то глазные клиники. В воспоминаниях моих: высокие своды, полумрак нешироких прохладных коридоров, пустота и тишина (мы оба с отцом разговариваем шепотом)…

Ради попыток найти способ хотя бы частичного восстановления зрения, мне пришлось однажды (либо в старшей группе детского сада, либо в первом классе школы) срочно лететь в Москву к отцу. Лететь в одиночку. Понятно, что мама, сажая меня в самолет, всех поставила в известность о том, что ребенок летит один.Я летел на Ли-2…

Вот что можно узнать про Ли-2, заглянув либо в Интернет, либо в тяжелую и красочно оформленную книгу «Завод стратегического назначения», что выпущена в 2002 к 75-летию Казанского авиационного производственного объединения им. С.П.Горбунова.Кратко в моем пересказе. В 1935 году в США фирмой “Дуглас” был разработан пассажирский самолет DC-3… Советский Союз закупил некоторое число DC-3 и лицензию на его серийное производство… Выпускаемые в СССР самолеты получили сначала название ПС-84, а затем Ли-2, по фамилии Б.П.Лисунова, главного инженера завода. Ли-2 (ПС-84) стал основным пассажирским и транспортным самолетом на советских воздушных линиях вплоть до середины 50-х годов…Ли-2 не был прямым аналогом «Дугласу» и потребовал серьезной переработки документации. Наши перевели все размеры «Дугласа» в метрическую систему, затем пересчитали по нашим нормам прочности, затем переделали под отечественное электо-, радио и электронавигационное оборудование. «Фоккер» и «Мицубиси» с этим делом так и не справились.В пассажирской кабине мог разместиться 21 пассажир. Кроме пассажирского выпускался и широко использовался транспортный вариант Ли-2. Во время Великой Отечественной войны этот самолет переоборудовался в вариант бомбардировщика, который снабжался оборонительным вооружением и оснащался подвеской для бомб общим весом до 2000 кг. На многих образцах самолета под консоли крыльев подвешивались реактивные снаряды. Самолет широко использовался для связи с партизанскими отрядами, для десантирования небольших групп в тыл врага…Максимальная скорость 333 км в час, практический потолок 5600 метров, дальность полета 1410 км…

1.jpg

Источник

Вот какую информацию я встретил в Интернете.«В годы войны Фрэнк Рузвельт, Уинстон Черчиль, Шарль де Голь для своих полетов использовали высотные самолеты-бомбардировщики. Правда, длительное пребывание на высоте, в стесненных кабинах было утомительным, особенно для грузного Черчиля. Зато сознание того, что самолет надежно охраняется, заставляло мириться с неудобствами. У нас в Союзе для доставки высоких миссий тоже служили дальние бомбардировщики. Так В.М.Молотов для встречи с президентом Ф.Рузвельтом летал в Нью-Йорк на четырехмоторном бомбардировщике Пе-8. Полет длился более 12 часов и пролегал преимущественно в северных широтах, куда редко заглядывали фашистские истребители.Неизвестно, сколько летал на самолетах И.В.Сталин. Достоверно известен только один полет. “Вождь всех народов”, болезненно опасался покушений на свою жизнь, не решался летать. Несколько спокойнее было находиться на “ближней” или “дальней” дачах. И все же обстоятельства заставили его принять рискованное решение: добираться в 1943 году на Тегеранскую конференцию для встречи с Ф.Рузвельтом и У.Черчилем самолетом. Был выбран пассажирский двухмоторный Ли-2 как тысячу раз проверенный, надежный. Самолет для Сталина проходил тщательную индивидуальную сборку и регулировку, имел минимально необходимый налет. Подготовку к полету и сам полет проходил в строжайшей тайне. Был выделен отборный личный состав Дивизии особого назначения. Штурвал в этом полете находился в руках В.Г.Грачева, ставшего потом генерал-лейтенантом. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза».Источник

Вот на таком самолете я и летел. Если вы думаете, что до Москвы час лета, то знайте – это сегодняшняя правда. Правда тогдашняя такая: берется, ну, скажем, 900 км, учитывая непростую конфигурацию летных коридоров между Казанью и Москвой, делится на 300 км/час, вот тогда и выясняется истинное время полета в те годы. Вот вам и «ух, ты!». Да это еще «не ух, ты» на самом деле.Главное не в том, как долго, а в том, на какой высоте передвигается эта легендарная машина в пассажирском варианте. 5600 метров? А не хотите уменьшить это раз в 10 в моем случае?

Между прочим, замечательное зрелище! Среди теней облаков угадываешь и скользящую по земле тень самолета. Все различимо: какие-то дети барахтаются в водоеме, женщина, развешивающее белье в деревенском дворе… Пролетаем какое-то небольшое стадо, и мне даже показалось, что не только пастух непроизвольно втягивал голову в плечи, но и бедные коровки зажмуривались от страха перед рокотом наших моторов.В общем, настоящее чудо длилось… первые 20-30 минут полета. А потом началось…На этой высоте самолет пересчитывал все воздушные ямы. Такое я пережил с трудом. Отец встречал меня в Быково. Мне было невыразимо плохо и безразлично все на свете: и аэропорт, и сам Ли-2, и прекрасный солнечный день и даже пресловутые коровки, которые так недавно произвели на меня неизгладимое впечатление…Много позднее, уже работая отраслевиком в электронной промышленности, я перелетал на всех отечественных машинах невероятное число раз, но первое «боевое крещение» не забывается!!!…

2.jpg

Источник

www.genealogy-kzn.ru

Бомбардировщик | Икариам Wiki | FANDOM powered by Wikia

Эти воздушные шары сбрасывают на ничего не подозревающего врага бомбы с высоты птичьего полета. Единственное, что может повредить их неуязвимости - это вражеские острые матерные высказывания. Хотя точно такую же опасность представляют птицы, с их длинными и острыми клювами, которые могут нагадить на сам шар!

  • Во время битвы бомбардировщики занимают один из слотов для воздушных юнитов.
  1. Бомбардировщики не перемещаются на первую линию, поэтому если у вас остались только воздушные юниты и нет юнитов для подержания передней линии, они будут рассеяны.
  • количество бомбардировщиков заполняющих одно из полей для воздушных юнитов зависит от размера поля боя:
  1. Поле боя деревни (уровень ратуши 1-4) 5 бомбардировщиков;
  2. Поле боя маленького города (уровень ратуши 5-9) 10 бомбардировщиков;
  3. Поле боя среднего города (уровень ратуши 10-16) 15 бомбардировщиков;
  4. Поле боя большого города (уровень ратуши 17-24) 20 бомбардировщиков;
  5. Поле боя мегаполиса и вне города (уровень ратуши 25+) 30 бомбардировщиков;
  • бомбардировщики атакуют только наземные юниты

ТребованияПравить

АпгрейдПравить

Юнит Улучшение Эффект [1]Gold smallGold smallCrystal smallCrystal smallTime smallTime small Уровень мастерской BombardierBombardier Бомбардировщик Sword-icon3Sword-icon3 Огненная бомба Sword-icon2Sword-icon2 Испепеляющая бомба Sword-icon1Sword-icon1 Адская бомба Shield-icon3Shield-icon3 Кожаная корзина Shield-icon2Shield-icon2 Усиленная кожаная корзина Shield-icon1Shield-icon1 Клепаная корзина
Атака +1(+1) 16,500 11,000 1 ч 21
Атака +2(+1) 42,000 28,000 2 ч 22
Атака +3(+1) 102,000 68,000 3 ч 23
Защита +1(+1) 4,500 3,000 1 ч 21
Защита +2(+1) 12,000 8,000 2 ч 22
Защита +3(+1) 30,000 20,000 3 ч 23

Примечания:

  1. ↑ Перед скобками указан общий бонус, включая предыдущие улучшения

ru.ikariam.wikia.com

10 лучших бомбардировщиков. Часть 2

Лучшие бомбардировщики. Часть 2

В современной авиации понятие «бомбардировщик» чрезвычайно размыто.

 

истребитель-бомбардировщик Су-17

 

Основной ударной силой в локальных конфликтах все чаще становится истребители-бомбардировщики, например, в Афганистане в основном, работали Су-17 и МиГ-23. Главным ударным самолетом ВВС США являются отнюдь не B-1 и В-2, а истребитель-бомбардировщик F-15E «Страйк Игл». Экипаж из двух человек, совершенные прицельно-навигационные комплексы и 11 тонн бомбовой нагрузки позволяют ему выполнять любые задачи по уничтожению наземных целей. В то же время, 340 «Страйк Иглов» числятся на вооружении истребительных эскадрилий.

 

истребитель-бомбардировщик МиГ-23

 

Полностью аналогичная ситуация складывается в России: перспективный фронтовой бомбардировщик Cу-34 создан на основе истребителя для завоевания превосходства воздуха Су-27, и, несмотря на титановую броню и бомбовое вооружение, все еще сохраняет большинство черт своего великого родственника.

 

бомбардировщик

 

Но еще 50 лет назад бомбовозы были большими и неуклюжими машинами. Телеканал «Дискавери», ориентируясь на свои специфические, составил рейтинг из десяти лучших бомбардировщиков. Предлагаю Вашему вниманию заключительную часть этой истории, надеюсь, вы узнаете много интересных фактов.

 

бомбардировщик

 

5 место – Avro 683 Lancaster.

 

Avro 683 Lancaster

 

Характеристики соответствуют модификации Lancaster Mk.III Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Макс. взлетная масса 33 тонны. Максимальная скорость 460 км/ч. Дальность полета 4300 км. Практический потолок 7500 м. Экипаж 7 человек. Вооружение: одна спецбомба Grand Slam массой 10 тонн или 6350 кг обычных бомб, 8 оборонительных пулеметов винтовочного калибра 0.303 in (7.7 мм) Browning.

 

Характеристики модификации Lancaster Mk.III

 

Ночью в тумане полицейский остановил чересчур быстро мчащийся автомобиль: — Сэр, если вы будете гнать так быстро, то кого-нибудь убьете. — Молодой человек, — устало ответил сидящий за рулем военный – я каждую ночь убиваю десятки тысяч людей. В машине сидел командующий бомбардировочной авиацией Королевских ВВС Артур Харрис, а помогал маршалу в его скорбном труде британский четырехмоторный бомбардировщик Avro Lancaster.

 

Avro 683 Lancaster

 

«Мы выбомбим Германию — город за городом: Любек, Росток, Кельн, Эмден, Бремен, Вильгельмсхафен, Дуйсбург, Гамбург. Мы будем бомбить вас, пока вы не перестанете вести войну. Это наша цель. Мы будем безжалостно ее преследовать.», — гласили миллионы листовок с обращением Артура Харриса к жителям Германии. Маршал не был пустословом, в немецких газетах регулярно появлялись сводки о том, что разрушен очередной город: Дессау — разрушен на 80%. Бинген — перестал существовать. Кемниц — разрушен на 75%...

 

Avro 683 Lancaster

 

Каждую ночь немецкие города превращались в грандиозные танцплощадки: со мечущимися под небу лучами стробоскопов-прожекторов, зазыванием сирен, оглушительным грохотом зениток и взрывами бомб, красочными файр-шоу с дымом и конфетти, видимыми за много десятков километров. Рассказывают, что страницы книг из библиотек Гамбурга находили в 70 км от разрушенного города – настолько сильным был ураган, возникший на месте гигантского пожара. За разрушенный Сталинград! За Хатынь! За Ковентри! За Смоленск! Англичане заочно отомстили немцам за все.

 

Avro 683 Lancaster

 

Это был принцип пытки: жертву мучают до тех пор, пока она не выполнит требование. От немцев требовали устроить бунт против собственного руководства и прекратить войну. Однако, гражданское население выбрало бомбежки: проще было умереть под бомбами, чем быть задушенным в подвалах Гестапо.

 

Avro 683 Lancaster

 

С военной точки зрения, последствия стратегических бомбардировок не могли не остаться незамеченными. В 1944 г. объемы военного производства увеличивались во всех странах, но у Германии этот рост был медленнее всех. Справедливо заметить, что бомбардировщики «Ланкастеры» применялись не только как орудие тотального разрушения. Особую известность приобрели «Ланкастеры» 617-ой эскадрильи Королевских ВВС. Парни выделывали невероятные трюки на своих тяжеленных машинах:

 

Avro 683 Lancaster

 

"Ланкастер" сначала высыпал фольгу для создания помех радарам, затем сбросил 1800-кг "Блокбастер" ("разрушитель кварталов") и приправил это адское блюдо сотней фосфорных бомб

В мае 1943 г. пилоты 617-й эскадрильи разрушили плотины, лишив Рурский промышленный район электричества. Специальные «прыгающие» бомбы требовалось сбросить на расстоянии 350 м от цели, с высоты ровно 18 метров. Все это происходило в кромешной тьме и под ураганным огнем зениток. Половина экипажей не вернулась.

 

Коллекция английских бомб

 

"Коллекция" английских бомб. На заднем плане слева — 8000- и 12000-фунтовые Blockbuster. Справа видны "сверхзвуковые" 12000 фунтовый Tallboy и 22000 фунтовый Grand Slam

В июне 1944 г. 617-я эскадрилья разрушила железнодорожный туннель в Сомюре, используя супербомбы «Толлбой» массой 5 тонн. Требовалось точно попасть с высоты 8 километров в определенное место на склоне горы. Один из «Толлбоев» пробил 18 метров горных пород и взорвался прямо в туннеле.

 

Avro 683 Lancaster

 

В сентябре 1944 г. «Ланкастеры» 617-й эскадрильи прибыли в СССР. Взлетев с авиабазы под Архангельском, они забили «Толлбоями» немецкий линкор «Тирпиц».

 

Avro 683 Lancaster

 

Комичная ситуация произошла во время высадки в Нормандии: 617-я эскадрилья имитировала морской десант на ложном направлении. Летя над самой водой, «Ланкастеры» медленно по спирали приближались к берегу, выполняя синхронные маневры. На экране немецких радаров они отображались, как идущие на 20 узлах баржи.

 

 

4 место — De Havilland DH-98 Mosquito

 

De Havilland DH-98 Mosquito

 

Характеристики соответствуют модификации Mk.XVI Скоростной бомбардировщик. Макс. взлетная масса 12 тонн. Максимальная скорость 660 км/ч на высоте 8,5 км. Дальность полета 2400 км. Практический потолок 11 000 м. Экипаж 2 человека. Боевая нагрузка: до 1350 кг бомб + до 450 кг в перегруз на внешней подвеске. Оборонительное вооружение отсутствует.

 

Характеристики модификации Mk.XVI

 

Распространенное заблуждение о хлипкости деревянных самолетов, по всей видимости, берет свое начало из житейского опыта: любой из нас знает, что стальной шест прочнее деревянной рыболовной удочки. Логическая ошибка возникает от незнания основного правила авиации: можно сравнивать только конструкции равного веса! Например, железнодорожный рельс нужно сравнивать не с доской от забора, а с бревном такого сечения, при котором его масса станет равной массе рельса. Вот и попробуйте сломать это бревнище ударом кулака и сразу после этого поймете, что удельная прочность авиационной древесины превосходит углеродистую сталь, примерно равна удельной прочности дюраля и уступает только титановому сплаву!

 

De Havilland DH-98 Mosquito

 

По статистике, британский бомбардировщик De Havilland Mosquito имел одну боевую потерю на 130 боевых вылетов. Вероятность благополучного возвращения для экипажа «Москита» составляла 99,25%. Полностью деревянный самолет без какого-либо оборонительного вооружения просто не обращал внимания на все усилия немцев по его перехвату – скорость «Москита» была выше, чем у любого истребителя Люфтваффе. Догнать «Москит» в пикировании, используя превышение по высоте, было невозможно – британский самолет сам летал на запредельный высотах. Зенитный огонь с земли был бесполезен – несмотря на техническую возможность стрельбы по высотным целям, вероятность попадания в самолет стремилась к нулю.

 

De Havilland DH-98 Mosquito

 

Хуже того, цельнодеревянный «Москит» был плохо виден на радарах. Если все-таки ночному истребителю Люфтваффе удавалось в черном небе нащупать локатором «Москит», в дело вступала станция предупреждения о радиолокационном облучении «Моника» – бомбардировщик делал крутой вираж и уходил из опасной зоны.

 

De Havilland DH-98 Mosquito

 

Истребитель-бомбардировщик Mosquito FB Mk VI: 4 шт 20 мм автоматических пушек Hispano Mk.II 8 плюс 4 шт пулемета .303 (7.7 мм) Browning machine gun да 2 шт 250 lb (115 кг) или 1 шт 500 lb (230 кг) авиабомбы.

Скоростные «стелс»-бомбардировщики настолько обнаглели, что с их помощью была организована курьерская линия между СССР и Великобританией — «Москиты» беспрепятственно летали прямо над территорией Германии. Рейхсминистр авиации Геринг лишь скрежетал зубами от бессилия.

 

3 место – Boeing B-29 Superfortress

 

Boeing B-29 Superfortress

 

Стратегический бомбардировщик B-29. Макс. взлетная масса 63 тонны. Максимальная скорость 570 км/ч. Боевой радиус 3400 км. Практический потолок 12 000 м. Экипаж 11 человек. Боевая нагрузка: максимальная 9 тонн, нормальная 4,5 тонны. Оборонительное вооружение: 10 крупнокалиберных пулеметов .50 caliber (12.7 мм) Browning M2/ANs в дистанционно управляемых установках и 2 шт пулемета .50 caliber (12.7 мм) Browning M2/ANs и 20 мм пушка M2 в хвостовой установке.

 

Стратегический бомбардировщик B-29. Макс

— Товарищ Туполев, вы хорошо знаете американский самолёт Б-29? — Да, товарищ Сталин, — поднялся Туполев. Сталин жестом предложил ему сесть и снова спросил: — А как вы считаете, это хорошая машина? — Очень хорошая, товарищ Сталин. Её скорость — 600 километров в час, потолок 12 километров. На такой высоте ей не страшен зенитный огонь. А от истребителей самолёт защищён большим количеством пулеметных точек, при стрельбе из них вокруг самолёта создается сфера сплошного огня. Поэтому-то Б-29 и называется летающей крепостью. Наконец, самолёт берёт на борт бомбы очень большого калибра — до 6-ти тонн. — Хорошим… — повторил задумчиво Сталин, прохаживаясь вдоль длинного стола. Потом повернулся: — Так вот, товарищи, нам нужен самолёт с такими же характеристиками. И мы хотим поручить это сделать вам. Берётесь? — - Да, товарищ Сталин, — поднялся Туполев, — Однако… — Говорите — Товарищ Сталин, американские технологии самолётостроения отличаются от наших. Я имею ввиду не только авиационные заводы, но и промышленность других министерств, от которых мы получаем и металл и изделия. — Значит им придётся освоить эту продукцию, — сказал Сталин, выпуская клубы дыма. — Иного пути у нас нет…

 

Boeing B-29 Superfortress

 

В 1947 году на авиапараде в Тушино у атташе иностранных государств перехватило дыхание – нам аэродромом степенно проплыли «Суперкрепости» с красными звездами на крыльях. Русские каким-то непостижимым образом украли американское секретное оружие. Зато работники шестидесяти наркоматов и ведомств советской промышленности вздохнули с облегчением – важное задание партии было выполнено.

 

Boeing B-29 Superfortress

 

В годы войны три поврежденных B-29 совершили посадку на Дальнем Востоке, все они имели забавные личные имена: — «Динг Хоа» — «Генерал Арнольд» — «Рэмп Трэмп» — в переводе на русский «Бомж-дебошир»

 

Boeing B-29 Superfortress

 

Еще один подбитый B-29 не дотянул до аэродрома и разбился под Хабаровском – с него тоже удалось снять часть деталей. «Динг Хоа» был разобран до винтика, «Арнольд» стал эталоном. Интереснее всех сложилась карьера у «Бомжа» — он много лет использовался как летающая лаборатория.

 

Стратегический бомбардировщик Ту-4

 

Стратегический бомбардировщик Ту-4. Музей авиации в Монино

Лучшее – враг хорошего. Согласно распоряжению Сталина «Изменений не вносить!», перспективный советский бомбардировщик должен был стать полной копией B-29. При проектировании Ту-4 в качестве базовой единицы использовались дюймы, а интерьер кабины был скопирован до такой степени, что советский бомбардировщик получил пепельницу и держатель под банку с «Кока-колой». Однако, имелись и отличия, подчас даже более серьезные, чем «Кока-кола» — Ту-4 был оснащен более мощными советскими двигателями (2400 л.с. вместо 2200 л.с. на оригинальном Б-29). Кроме того, изменению подверглись системы самообороны – вместо пулеметов Ту-4 получил десять 23 мм пушек.

 

Загрузка бомв в Boeing B-29 Superfortress

 

Что касается самого Б-29 «Суперфортресс» — это был действительно уникальный бомбардировщик. Дистанционно управляемые турели с радарным наведением, прицельно-навигационная РЛС AN/APQ «Игл», радиодальномер, три фотокамеры для снятия результатов бомбометания, система «слепой посадки» RC-103, система идентификации «свой-чужой», три гермокабины с бронестеклами…

 

Boeing B-29 Superfortress

 

Одним словом, японским летчкам не повезло встретиться в небе с такой птицей…хотя иногда, по теории вероятности, им удавалось «вывалить» из строя и расстрелять супербомбардировщик. Кстати, именно «Суперкрепости» уничтожили Хиросиму и Нагасаки. Увы, это было скорее заслугой ученых-ядерщиков, чем авиаконструкторов – бомбардировщики слетали по привычному маршруту и, неуязвимые для японской ПВО, сбросили бомбы как на учениях.

 

Boeing B-29 Superfortress

 

В годы Корейской войны (1950-1953 гг.) ситуация изменилась – несмотря на хвастливые заявления бортовых стрелков Б-29 под именем «Command Decision» (44-87657), сбивших пять МиГ-15, ситуация складывалась явно не в пользу ВВС США. «Суперкрепости» стали летать только по ночам: днем в открытом бою с реактивными истребителями они несли тяжелые потери.

 

 

2 место – Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Стратегический «стелс»-бомбардировщик. Макс. взлетная масса 170 тонн. Максимальная скорость полета 1000 км/ч, крейсерская – около 800 км/ч. Дальность полета 11 000 км. Практический потолок 15 000 м. Экипаж 4 человека. Вооружение: до 27 тонн бомб и высокоточного оружия.

 

Схема Стратегического «стелс»-бомбардировщика

 

Аргумент первый: B-2 «Спирит» — дерьмо! Контраргумент: Отчего же? Даже если не брать во внимание его «малозаметность», это вполне приличный стратегический бомбардировщик-ракетоносец, с огромной боевой нагрузкой и современнейшей электроникой. B-2 поставил мировой рекорд непрерывного нахождения боевого самолета в воздухе – во время кругосветного рейда с территории США на Ирак, бомбардировщик продержался в воздухе 50 часов.

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Аргумент второй: Технология «стелс» — бесполезная чушь, самолет прекрасно видят даже устаревшие радары. Контраргумент: Предположим, что технология «стелс» действительно не работает. Тогда зачем перспективный российский истребитель Т-50 имеет все признаки малозаметного самолета — приплюснутый фюзеляж, внутренняя подвеска вооружения, зубчатые сочленения поверхностей, радиопоглощающие материалы? Создатели B-2 пошли еще дальше – они вообще отказались от демаскирующего вертикального оперения. Бомбардировщик построен по схеме «летающее крыло», предельно плоский, без каких-либо выступающих частей. Даже не будучи специалистом, можно с уверенностью сказать, что эффективная площадь рассеивания B-2 меньше, чем у любого другого стратегического бомбардировщика. Весь вопрос – насколько? И стоят ли затраты результата?

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Аргумент третий: Управляемость B-2 ничуть не лучше, чем у летающего рояля. Контраргумент: Может быть B-2 сложен в управлении и требует электронных вспомогательных систем. Однако такие факты как дозаправка в воздухе позволяют усомниться в плохих летных характеристиках «стелс»-бомбардировщика. Подобные операции требуют филигранного управления.

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Аргумент четвертый: Многие исследователи уверены, что B-2 был несколько раз сбит в небе над Югославией. Контраргумент: Сербские военные смогли предоставить только обломки тактического бомбардировщика F-117 «Nighthawk» и до сих пор гордятся своей замечательной победой, выставив останки самолета на всеобщее обозрение в Белградском музее авиации. Если бы на территории Сербии упал огромный 170-тонный бомбардировщик, об этом в тот же день узнал бы весь мир.

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Аргумент пятый: Один из супербомбардировщиков взял и разбился Контраргумент: Как и любой обычный самолет. B-2 потерпел крушение в 2008 году во время взлета с авиабазы Гуам.

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Аргумент шестой: Бомбардировщик B-2 не участвовал в реальном бою Контраргумент: Стелс-бомбардировщики использовались в ходе агрессии против Югославии, бомбили Ирак, Ливию и Афганистан. Конечно, по напряженности это далеко не Сталинград, но вполне достаточно, чтобы проверить самолет в боевых условиях.

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Аргумент седьмой: Ужасно дорогой бомбовоз Контраргумент: Вот тут не поспоришь. Супербомбардировщик B-2 в ценах 2012 г. стоит 10 млрд. долларов. За эти деньги ВВС США могли бы приобрести 70 истребителей F-22 «Рэптор»! А ВМС могли бы купить атомный авианосец с полным комплектом палубных самолетов. Невероятная цена B-2 «Спирит» является главным недостатком бомбардировщика. Этот факт возымел действие на американцев – было построено всего два десятка машин.

 

Northrop Grumman B-2 Spirit

 

Единственное, что могут возразить американцы – B-2 это не только боевой самолет, но и исследовательская программа по созданию перспективных малозаметных самолетов. Кроме того, это мощное орудие в информационной войне: необычный бомбардировщик никого не оставляет равнодушным – им восхищаются, ему признаются в любви, критикуют его и ругают с пеной у рта. А «Дискавери» поставило его на второе место в рейтинге лучших бомбардировщиков.

 

 

1 место – Boeing B-52 Stratofortress

 

Boeing B-52 Stratofortress

 

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Макс. взлетная масса 229 тонн. Максимальная скорость 960 км/ч. Дальность полета 16 000 км. Практический потолок 16750 метров. Экипаж 5 человек. Боевая нагрузка: до 31500 кг бомбового вооружения и крылатых ракет. Оборонительное вооружение: хвостовая автоматическая пушка «Вулкан» калибра 20 мм (демонтирована вначале 90-х), развитые средства РЭБ.

 

Boeing B-52 Stratofortress

 

Любимый самолет бывшего министра обороны России Анатолия Сердюкова. Можно было смело утверждать, что российской армии не нужны новые самолеты – вот, поглядите, американцы летают на старье.

 

Boeing B-52 Stratofortress

 

Это правда, бомбардировщики "Стратофортресс" старше, чем их пилоты – B-52 совершил свой первый полет в 1952 г., а самый новый экземпляр покинул сборочный цех в 1963 году. Несмотря на свой полувековой возраст, B-52 останется на вооружении до 2040 года. Девяносто лет на боевой службе!

 

Boeing B-52 Stratofortress

 

Однако, у этого парадокса есть рациональное объяснение. Во-первых, в современных условиях B-52 превратился в многофункциональную пусковую платформу. Вкупе с ежегодной модернизацией бортовой электроники, это делает второстепенным летные характеристики самого самолета. Можно сказать, B-52 повезло – он занимает специфическую нишу, в которой не чувствуется влияние времени. Все его ровесники (F-104, F-105, МиГ-19) уже давно лежат на свалке.

 

Boeing B-52 Stratofortress

 

Во-вторых, B-52 чаще всего используется для ковровых бомбардировок в локальных конфликтах. Чтобы сбросить на площадную цель 30 тонн фугасных бомб не требуется каких-либо специфических навыков – зато подготовка к вылету, и час полета B-52 обходится дешевле, чем у многих современных бомбардировщиков.

 

Boeing B-52 Stratofortress

 

В целом, выбор «Дискавери» вполне обоснован: B-52 прошли Вьетнам и Персидский залив, применялись на Балканах и в Афганистане, применял все типы вооружения, стоявшие на вооружении ВВС США. Благодаря своему монструозному облику бомбардировщик стал символом мирового империализма, десятки лет эти самолеты патрулировали вдоль границ СССР с термоядерными зарядами на борту. Несколько раз полеты заканчивались катастрофой: в 1966 году B-52 столкнулся с заправщиком и разбросал 4 атомные бомбы вдоль побережья Испании. Самолет участвовал в программе экспериментальных ракетопланов X-15, использовался в интересах ВМС и NASA. Среди рекордов B-52 были кругосветный полет в 1963 году и перелет без дозаправок по маршруту Япония – Испания.

 

 

Олег Капцов

aeronavtika.com

НЛО против ПВО » Военное обозрение

Над Москвой НЛО летало,Серебристого металла.

Гилберт Уэллс был прав. Пришельцы. Война миров. Они действительно существуют. Неопознанные! Летающие! Объекты! Феномен, призрак, странная аномалия, чей внешний облик противоречит всем нашим представлениям об авиационной технике. - Объект исчез с экранов радаров!- Поднимите перехватчики, нужно обследовать воздушное пространство.- Я полста второй. РЛС «МиГа» не видит цель. Теплопеленгатор бесполезен!…

Согласно заявлениям экспертов аналитического центра RAND, звено из трех стелс-бомбардировщиков B-2 способно остановить наступление советской танковой дивизии, безнаказанно уничтожив за один вылет до 350 единиц бронетанковой техники!…

«Параболическая антенна радара Н-019 различает B-2 даже на фоне земли» - скандальное откровение Ларри Нильсена стало предметом горячих споров в среде авиаторов. Нильсен – не простой экспет-аналитик. Это высококлассный специалист, летчик-испытатель ВВС США, которому довелось принять участие в испытании МиГ-29. Самолет попал в руки американцев сразу после объединения Германии и преподнес Пентагону немало сюрпризов – знакомство с новым советским истребителем едва не поставило крест на судьбе «невидимок».…

Самый дорогой самолет в истории авиации, фантастическая «летающая тарелка», способная преодолеть любую систему ПВО и нанести смертельный удар в самое сердце противника. Встречайте сегодняшнего героя - стратегический стелс-бомбардировщик B-2 «Спирит»! Горячее дыхание Холодной войны. Самолет-призрак, рожденный воспаленным воображением мистификаторов СОИ. Супер-герой, оставшийся без супер-врага.

Вокруг B-2 вращается такое количество таинственных мифов, легенд и откровенных заблуждений, что нет никакой возможности определить, чем же является этот самолет на самом деле. Грозный крылатый корабль или бесполезный «вундервафель»? Но все тайное рано или поздно становится явным – за 15 лет эксплуатации стелс-бомбардировщиков B-2 в открытую печать просочилось достаточно информации, чтобы сделать определенные выводы об этих самолетах.

B-2 выглядит скверно

Замечено верно – внешний облик стелс-бомбардировщика будто заимствован из научной фантастики. Если смотреть с Земли – «Спирит» похож на мчащийся лоскут черного покрывала. Летающий скат. Фантастический межзведный корабль. В профиль – истинная «летающая тарелка», плоская, скользкая, будто бы расплющенная ударом кувалды – без привычного фюзеляжа и хвостового оперения. Впечатляет.

Странный облик самолета – всего лишь аэродинамическая схема «летающее крыло», известная задолго до появления американских «Стелсов». Схема имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Отсутствие хвостового оперения ничуть не мешает «летающему крылу» закладывать виражи и крутить пируэты: вопреки распространенному заблуждению, самолеты меняют курс совсем не с помощью вертикального руля направления на киле – он выполняет лишь вспомогательную роль. Главная задача киля - стабилизация полета.

Поворот всегда выполняется креном летательного аппарата – при этом, на «нижнем» крыле подъемная сила уменьшается, на «верхнем» возрастает, в результате «верхнее» крыло «разворачивает» самолет в нужном направлении. «Нагрузка на крыло» - один из важнейших параметров в авиации - чем меньше кг приходится на квадратный метр поверхности, тем проще крылу «разворачивать» самолет; соответственно, улучшается маневренность.

«Летающее крыло» здорово крутит пируэты, но совершенно не держится на курсе – дает о себе знать отсутствие вертикального киля. Управление B-2 было бы невозможно без использования автоматики и электродистанционной системы управления: многочисленные датчики непрерывно следят за положением самолета в пространстве и ежесекундно выдают корректирующие импульсы на элементы механизации крыла. Справедливо заметить, что немногие из современных самолетов могут управляться «вручную» – тот же статически неустойчивый Су-27 тоже нереально пилотировать без помощи автоматики.

Дозаправка в воздухе требует филигранного управления летательным аппаратом

Похожий самолет существовал еще 70 лет назад – речь идет о проекте немецкого истребителя-бомбардировщика «Хортен» Ho.229 (запущен в серийное производство весной 1945 года). Авиаконструкторы братья Хортен выбрали данную схему, исходя из своих личных предпочтений – гладкий, обтекаемый «самолет-крыло» полностью соответствовал их представлениям о скоростном реактивном бомбардировщике. Неожиданно выяснилось, что Ho.229 обладает другим, не менее важным качеством – пониженной заметностью для вражеских радаров.Не исключено, что специалисты корпорации «Нортроп» вдохновлялись трудами своих немецких коллег. Впрочем, в технологическом плане, B-2 и Ho.229 отличаются так же, как слон от птеродактиля.

B-2 бесполезен?

Пентагон потратил 2 миллиарда долларов на самолет, который не способен применять крылатые ракеты. Невероятно! Как же это могло произойти?

Американские капиталисты – люди прагматичные. Они рассмотрят на свету каждый цент, прежде чем инвестировать его в какой-либо проект. Стратегический стелс-бомбардировщик находился на особом контроле Конгресса, и, поначалу, казался вполне оправданным решением с фантастическими перспективами. Ситуация отражена на следующей иллюстрации:

Согласно расчетам американских военных, для преодоления системы ПВО советского образца и нанесения удара по объектам в глубине территории противника, истребителям-бомбардировщикам F-16 (расчетное количество машин ударной группы – 32 единицы, при использовании высокоточного оружия – 16 единиц) потребуется:

- эскорт из 16 истребителей F-15 «Игл»;

- группа постановщиков помех из 4 самолетов РЭБ EF-111 «Рэйвен»;

- группа подавления ПВО из 8 самолетов F-4G, т.н. «Дикие Ласки»;

- и армада заправщиков для обеспечения топливом всей этой честной компании – 15 толстобрюхих KC-135 «Стратотанкер».

Эквивалентный удар могут нанести 8 самолетов-невидимок F-117 «Найтхоук» при поддержке двух воздушных заправщиков. Но особенно впечатляюще выглядит применение B-2 – для выполнения аналогичного задания достаточно всего двух самолетов, при этом «Спирит», благодаря своей стратегической дальности полета, не нуждается в воздушных танкерах!

Задание, для выполнения которого требуются 50-60 обычных самолетов (ударные, истребители прикрытия, комплексы РЭБ) могут выполнить всего две стелс-машины! Экономия очевидна.

Фокус в том, что американские конгрессмены и военные стали жертвой обмана (случайного или намеренного – в данном случае не важно). Перед людьми, не слишком сведущими в радиотехнике и дифракции электромагнитных волн, регулярно читались лекции о создании «малозаметного самолета» - светила американской науки наперебой обещали реализацию подобного проекта на практике. Практически необнаружимый и неуязвимый самолет, которому не требуется эскорт и обеспечивающие средства.

Результат усилий специалистов «Нортроп» оказался более чем сомнительным: эффективная площадь рассеяния B-2 оценивается в интервале от 0,0014 до 0,1 кв. метра (для сравнения ЭПР истребителей семейства Су-27 находится в пределах 3-4 кв. метров). Казалось бы, B-2 «Спирит» демонстрирует радикальное снижение ЭПР, по сравнению с обычными машинами.

Плоские формы, отсутствие вертикального киля, широкое внедрение радиопоглощающих материалов, «зигзагообразные» стыки деталей. Огромный самолет выглядит на радаре, как крошечная птица!

Однако, не все так просто: малое ЭПР стелс-бомбардировщика не является гарантией безопасности B-2. Снижение ЭПР обеспечивает некоторую защиту от устаревших средств обнаружения и систем ПВО, но современные радары видят такой объект (ЭПР = 0,1 кв. м) на удалении десятков километров. Имеются проблемы с инфракрасным диапазоном – несмотря на все ухищрение инженеров (расположение двигателей на верхней поверхности крыла, особая форма сопел, формирующая «плоскую» струю для скорейшего охлаждения продуктов горения) – несмотря на все усилия, полностью скрыть раскаленный реактивный выхлоп оказалось невозможно. По свидетельству очевидцев (самолет пару раз рассматривали в тепловизоры на международных авиасалонах), с некоторых ракурсов «Спирит» заметно светится в ИК-диапазоне. Наконец, пилот вражеского истребителя может визуально обнаружить «Спирит» – в этом случае беспомощный бомбардировщик обречен.

Риск быть обнаруженным (следовательно, - быть уничтоженным) остается по-прежнему велик. Никто в здравом уме и доброй памяти не отправит B-2 «Спирит» в одиночку в зону действия ЗРК С-300 или истребительной авиации противника. На практике, прорыв серьезной ПВО осуществляют с применением десятков специализированных самолетов F-16CJ, EA-18 «Гроулер», EC-130 «Компасс Колл» и т.д. Вражескую ПВО «давят» массированными залпами противорадарных ракет, КРМБ «Томагавк», шквалами радиоэлектронных помех, «Хэллфайрами» с беспилотных аппаратов. В этом случае «невидимка» B-2 не имеет явных преимуществ перед обычными самолетами, в то же время, его применение неэффективно и разорительно.

Там же, где сопротивление ВВС и ПВО противника сведено к минимуму (Афганистан, Ливия), – тоже прекрасно справляются обычные F-16. Супер-герою слишком скучно в таких условиях.

Кто Вы, стелc-бомбардировщик B-2?

ВВС США получили обычный бомбовоз по завышенной цене. Спору нет, это серьезный самолет для «установления демократии» по всему миру, способный принять на борт 80 бомб калибра 227 кг и совершить боевой вылет с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) в Афганистан и обратно, продолжительностью 50 часов (с дозаправками в воздухе).

Если не принимать во внимание его спорную «малозаметность» и невероятную стоимость, B-2 не уступает своему легендарному предшественнику B-52 «Стратофортресс» (согласно планам 80-х годов, к началу нового века 132 «Спирита» должны были полностью заменить флот «Стратосферных крепостей»). Каждый из бомбардировщиков имеет свои сильные стороны, в то же время, «невидимка» не показывает явных преимуществ перед ветераном.Старый «Стратофортресс» (модификация B-52H) имеет почти вдвое большую дальность полета, при этом несет на 20% большую бомбовую нагрузку.

B-2, в свою очередь, демонстрирует потрясающий комплекс средств обнаружения: 21-режимную РЛС AN/APQ-181, способную сканировать полосу подстилающего рельефа шириной 240 км и работать в режиме картографирования местности, к 2010 сменил еще более впечатляющий радар LRIP с активной ФАР. В распоряжении пилотов B-2 имеется самая современная авионика: обзорная ИК-система FLIR, средства радиотехнической разведки, радиовысотомер HANIUAL с малой вероятностью перехвата сигнала, инерциальная навигационная система, канал обмена информацией с разведывательными спутниками, аппаратура связи VILSTAR, комплекс радиоэлектронной борьбы ZSR-62, аппаратура целеуказания, предназначенная для применения управляемых боеприпасов JDAM, навигационная система TACAN, приемник радиотехнической посадочной системы VIR-130 и система пассивных датчиков, сигнализирующих об изменении обстановки за бортом.

Другой вопрос – зачем B-2 «Спирит» понадобился супер-радар с АФАР – ведь это противоречит всей концепции применения «малозаметного самолета». Всего один импульс – и вражеские системы РТ-разведки засекли местоположение самолета. К примеру, знаменитый коллега «Спирита» - F-117, вообще не имел бортовой РЛС. Только пассивные средства сбора информации.Наконец, ветеран B-52 может быть оснащен подвесным прицельно-навигационным контейнером (например, LITENING) – в этом случае, возможности старого бомбовоза соответствуют любому современному самолету.

У «невидимки» есть еще одно парадоксальное, на первый взгляд, преимущество – он меньше зависим от погодных условий! В отличие от громоздкого B-52 с длиннющими и хрупкими плоскостями крыла, B-2 может совершить безопасную посадку при боковом ветре, дующем со скоростью 40 м/с.

B-2 «Спирит» предельно автоматизирован. Экипаж крупного стратегического бомбардировщика состоит всего из двух пилотов! (для управления B-52 требуется 5 человек, экипаж B-1B состоит из 4 человек).

Увы, это слабое оправдание для «Спирита». Эксплуатационные расходы стелс-бомбардировщика гораздо выше, чем у любой из перечисленных машин. Базирование B-2 возможно лишь в специальном ангаре с искусственно поддерживаемым микроклиматом – в противном случае, ультрафиолетовое излучение повредит радиопоглощающее покрытие самолета. На Земле не так много авиабаз, где возможно длительное размещение B-2 – по официальным данным, соответствующая инфраструктура имеется лишь на авиабазах Уайтмен (территория США), Андерсон (остров Гуам, Тихий океан) и Диего-Гарсия (архипелаг Чагос, 500 миль южнее Сейшельских островов, Индийский океан).

Конечно, забавно наблюдать, как американцы заботятся о своих дорогих «игрушках», однако, трепетное отношение к авиатехнике – весьма полезная традиция, главное не впадать в крайности. Наконец, спецангар защищает «стелс» не только от солнечного света, но и от террористических атак и прочих форс-мажорных ситуаций. Сообщается, что в случае возникновения очага пожара, система пожаротушения способна за 20 секунд залить самолет пламегасящей пеной.

Стелс-бомбардировщик B-2 "Спирит": НЛО против ПВО

Боеприпасы. Самый интригующий момент. Максимальная боевая нагрузка стелс-бомбардировщика достигает 23 тонн (после модернизации ожидается увеличение до 27 тонн). Однако, бомбы нельзя «залить» в бомбоотсек, как бетон. На практике реальная боевая нагрузка B-2 находится в пределах 18 тонн. Что это значит?

- 80 свободнопадающих 500-фунтовых бомб Mk.82

- или 16 атомных бомб B-61

- или 36 кассетных боеприпасов линейки CBU

- или 12 бомб большого калибра JDAM (эрзац-комплект GPS, превращающий обычный боеприпас в высокоточное оружие)

- или 8 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-27 Paveway III (расчетная масса 907 кг).

Честно, не имею никаких предположений, как появился миф, что B-2 не способен применять крылатые ракеты воздушного базирования. Ведь от носителя, в этом случае требуется не слишком много – лишь подвесить боеприпас в бомбовом отсеке и доставить его в точку сброса.

Например, состав вооружения B-2 может выглядеть следующим образом: 8 тактических крылатых ракет AGM-137 TSSAM с пониженной радиолокационной заметностью или 8 крылатых ракет AGM-158 JASSM или 8 планирующих бомб AGM-154 JSOW.

Запуск крылатой ракеты AGM-158 JASSM

Тем не менее, первоначальные планы по оснащению «Спирита» супер-ракетой AGM-129 с термоядерной боевой частью остались неосуществленными – после развала СССР, единственным носителем этого боеприпаса остается B-52 (ракеты подвешиваются на подкрыльевой пилон).

Что касается сравнения B-2 с его ровесником – сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком B-1B «Лансер», здесь нет никаких сомнений: «Лансер» выглядит более предпочтительно. B-1B имеет почти в 2 раза большую боевую нагрузку (30+ тонн во внутренних бомбоотсеках, без учета внешней подвески вооружения), способен развивать сверхзвуковую скорость, имеет возможность подвески дополнительного прицельного оборудования (контейнеры SNIPER XR для высотного бомбометания). В конструкции «Лансера» также широко применены технологии снижения заметности, при этом B-1B стоит в 5 раз меньше!

Боевая карьера B-2

Первое боевое применение B-2 состоялось в 1999 году – «стелс-бомбардировщики» сбросили на Югославию около 600 высокоточных бомб JDAM. Беспосадочные перелеты осуществлялись с территории США.В ходе Вторжения в Ирак (2003 год) B-2 «Спирит» работали с передовой авиабазы Диего-Гарсия в Индийском океане, часть самолетов по-прежнему отрабатывала сверхдальние боевые вылеты с территории США. Официальная статистика – 49 боевых вылетов, 300 тонн сброшенных боеприпасов.В 2011 году три машины приняли участие в налетах на Ливию, атаковав 45 наземных целей.

Что ж, боевой опыт B-2 весьма немал, и это притом, «Спириты» строились крошечной серией всего из 21 единицы.

Также, согласно официальным данным, за время эксплуатации была потеряна одна машина этого типа – 23 февраля 2008 года самолет с личным именем «Дух Канзаса» разбился сразу после взлета с авиабазы на острове Гуам. Обоим членам экипажа удалось катапультироваться.

Итоги

История бомбардировщика B-2 это история о том, как не нужно делать самолеты. Несмотря на некоторую пропагандистскую роль, отработку новых технологий и ограниченное участие в военных конфликтах, «Спириты» нанесли больше ущерба бюджету США, нежели противникам Пентагона. Самолет оказался исключительно дорог (стоимость каждого из 21 построенных «Спиритов», с учетом НИОКР, превысила 2 млрд. долл. в ценах 1997 года) и малоэффективен в условиях современных локальных конфликтов. Насколько оправдано использование технологии «стелс» сказать трудно, однако все больше стран стремятся использовать эти решения в конструкции авиационной и военно-морской техники. Очевидно, в «стелсах» есть рациональное зерно – другое дело, насколько соответствует затратам достигнутый результат.

Факты и цифры:http://www.airwar.ruhttp://www.vert-mi8.ruhttp://www.fas.org

topwar.ru


Смотрите также