Дети в очках: почему их стало больше? Дети в очках


Дети в очках: почему их стало больше?

Зачастую родители школьников к середине учебного года отмечают у детей резкое ухудшение зрения, частую усталость и красноту глаз. Дети жалуются на головные боли и капризничают к вечеру, долго просиживая за уроками. Это может быть признаками развития близорукости, проблем аккомодации или даже более серьезных болезней глаз, таких например, как астигматизм. Как же вовремя выявить или предотвратить развитие проблемы, чтобы не носить со школьной скамьи очки? Что влияет на развитие проблем со зрением в школьном возрасте?

Проблемы зрения у детей

По данным статистики, от проблем со зрением и болезней глаз страдает до трети населения планеты, при этом у примерно одной пятой части этих людей проблемы со зрением начались еще в раннем школьном возрасте. В странах восточной Азии проблемами миопии страдают до 80% молодых людей старше 18 лет. В европейских странах количество плохо видящей и носящей очки молодежи выросло с 25% до 40% за последние 20 лет, среди младших школьников за первые два-три учебных года миопию приобретают от 12 до 55% детей. Прогрессирование близорукости активно происходит в том возрасте, когда глазное яблоко растет в длину, а именно с шести до 14 лет, реже до 21 года. Но, зачастую, родители длительно не обращают внимания на проблему, пока зрительные нарушения не станут настолько выраженными, что приведут к резкому снижению успеваемости из-за того, что дети просто не видят с доски того, что пишет учитель.

Основные причины болезней глаз в юном возрасте

Основные причины болезней глаз в юном возрасте

Самой частой причиной проблем со зрением и болезней глаз (миопия, астигматизм и другие) являются длительные чрезмерные нагрузки на зрительный анализатор ребенка. Дома дети длительно сидят над домашними заданиями, а потом пересаживаются за монитор компьютера или телевизор. В школе они целый день вынуждены смотреть в учебники и тетради. При этом зачастую дети длительно сидят в неправильной позе за партами, что приводит к увеличению нагрузок на позвоночник, формирующему нарушения кровообращения глаз, что снижает зрительные функции. При этом глаза не получают достаточного количества питания, что неизменно сказывается на зрении, и они просто не справляются с повышенными зрительными нагрузками. Но почему болезни глаз возникают именно в школьные годы, ведь дети сегодня знакомятся с телевизором и компьютерной техникой очень рано, но проблемы зрения возникают только в школе?

Важная информация для родителей

Дети с раннего возраста могут рисовать, собирать пазлы из мелких деталей, смотрят мультфильмы, но при этом, если они играют и ощущают, что устали, могут переключиться на другую деятельность и дать отдых глазам. Это осуществляется на уровне врожденных инстинктов и позволяет ребенку не перегружать организм. В детском саду деятельность по обучению также ведется в игровой форме и не допускается длительного сидения за партами, поэтому и зрительный анализатор не загружается. В школе же не приходится особо выбирать вид деятельности и время, когда нужно садиться писать или читать. Дети вынуждены подчиняться расписанию занятий вне зависимости от того, устали у них глаза или нет. Родители должны понимать, что при занятиях подвергаются сильным нагрузкам глазные мышцы, что приводит к развитию близорукости. Особенно вероятными являются болезни глаз у тех детей, родители которых имеют проблемы зрения и от которых ребенок унаследовал предпосылки к возникновению патологий зрительного аппарата. Также более подвержены проблемам зрения малыши, перенесшие гипоксию внутриутробно, во время беременности, которые мало бывают на свежем воздухе и занимаются физической активностью, а также те, кто неправильно питается.

Факторы риска астигматизма, близорукости и иных проблем

Офтальмологи сходятся во мнении, что в возникновении астигматизма, близорукости детей в школьный период играют роль определенные факторы риска. Чем длительнее и чаще влияния, тем хуже будет дальнейший прогноз для зрения. Выделяются следующие факторы:

  • возраст дебюта зрительных проблем. Чем раньше начались проблемы со зрением, тем сильнее они будут прогрессировать. Особенно неблагоприятны прогнозы при начале болезни глаз в дошкольном возрасте.
  • пол ребенка, так как девочки страдают от нарушений зрения чаще, чем мальчики в соотношении примерно 55-60% против 40-45%. Причем у девочек зрительные нарушения прогрессируют быстрее.
  • неблагоприятная наследственность. У детей, чьи родители носят очки и имеют миопию, прогноз хуже, вероятность заболевания повышается в шесть раз даже при устранении всех отягощающих факторов.
  • имеющиеся патологии в виде повреждений мозга (как головного, так и спинного) в ходе родов, недоношенности, хронических патологий. Также влиять будут и особенности в строении глаз с наличием анизометропии, врожденного астигматизма или ослабления аккомодации.
  • влияние питания. У детей, чей рацион обеднен белками, но насыщен жирами и углеводами, имеется дефицит витаминов и микроэлементов, чаще возникают проблемы зрения, болезни глаз. Для полноценной работы сетчатки требуется достаточное количество витамина А, а также витаминов группы В, микроэлементов, которые отвечают за остроту зрения.

Чем же так плохи очки, если носить их уже в школе?

Чем же так плохи очки, если носить их уже в школе?

Офтальмологи за последние годы отмечают печальную тенденцию к ухудшению зрения в детском возрасте, и роста миопии, астигматизма относительно высокой степени уже в начальной школе. Это грозит частичной или даже полной потерей зрения у детей, необходимостью постоянного ношения очков, формированием инвалидности по зрению и ограничениями в жизни. Но даже миопия слабой степени может существенно ограничить качество жизни ребенка, так как накладывает на ребенка ряд ограничений. Из-за особенностей зрения ребенку могут быть противопоказаны многие виды спорта и физические нагрузки, сотрясения тела и вибрация, что может существенно осложнить его деятельность. В дальнейшем по зрению может быть ограничен выбор профессии — так как со слабым зрением и ношением очков не возьмут на обучение некоторым специальностям. Ребенку потребуется постоянная коррекция зрения, подбираются очки или линзы, нужен постоянный контроль врача, что влияет негативно и на психику ребенка.

medaboutme.ru

Дети в очках: почему их стало больше?

Зачастую родители школьников к середине учебного года отмечают у детей резкое ухудшение зрения, частую усталость и красноту глаз. Дети жалуются на головные боли и капризничают к вечеру, долго просиживая за уроками. Это может быть признаками развития близорукости, проблем аккомодации или даже более серьезных болезней глаз, таких например, как астигматизм . Как же вовремя выявить или предотвратить развитие проблемы, чтобы не носить со школьной скамьи очки? Что влияет на развитие проблем со зрением в школьном возрасте?

Проблемы зрения у детей

По данным статистики, от проблем со зрением и болезней глаз страдает до трети населения планеты, при этом у примерно одной пятой части этих людей проблемы со зрением начались еще в раннем школьном возрасте. В странах восточной Азии проблемами миопии страдают до 80% молодых людей старше 18 лет. В европейских странах количество плохо видящей и носящей очки молодежи выросло с 25% до 40% за последние 20 лет, среди младших школьников за первые два-три учебных года миопию приобретают от 12 до 55% детей. Прогрессирование близорукости активно происходит в том возрасте, когда глазное яблоко растет в длину, а именно с шести до 14 лет, реже до 21 года. Но, зачастую, родители длительно не обращают внимания на проблему, пока зрительные нарушения не станут настолько выраженными, что приведут к резкому снижению успеваемости из-за того, что дети просто не видят с доски того, что пишет учитель.

Основные причины болезней глаз в юном возрасте

Основные причины болезней глаз в юном возрасте

Самой частой причиной проблем со зрением и болезней глаз (миопия, астигматизм и другие) являются длительные чрезмерные нагрузки на зрительный анализатор ребенка. Дома дети длительно сидят над домашними заданиями, а потом пересаживаются за монитор компьютера или телевизор. В школе они целый день вынуждены смотреть в учебники и тетради. При этом зачастую дети длительно сидят в неправильной позе за партами, что приводит к увеличению нагрузок на позвоночник, формирующему нарушения кровообращения глаз, что снижает зрительные функции. При этом глаза не получают достаточного количества питания, что неизменно сказывается на зрении, и они просто не справляются с повышенными зрительными нагрузками. Но почему болезни глаз возникают именно в школьные годы, ведь дети сегодня знакомятся с телевизором и компьютерной техникой очень рано, но проблемы зрения возникают только в школе?

Важная информация для родителей

Дети с раннего возраста могут рисовать, собирать пазлы из мелких деталей, смотрят мультфильмы, но при этом, если они играют и ощущают, что устали, могут переключиться на другую деятельность и дать отдых глазам. Это осуществляется на уровне врожденных инстинктов и позволяет ребенку не перегружать организм. В детском саду деятельность по обучению также ведется в игровой форме и не допускается длительного сидения за партами, поэтому и зрительный анализатор не загружается. В школе же не приходится особо выбирать вид деятельности и время, когда нужно садиться писать или читать. Дети вынуждены подчиняться расписанию занятий вне зависимости от того, устали у них глаза или нет. Родители должны понимать, что при занятиях подвергаются сильным нагрузкам глазные мышцы, что приводит к развитию близорукости. Особенно вероятными являются болезни глаз у тех детей, родители которых имеют проблемы зрения и от которых ребенок унаследовал предпосылки к возникновению патологий зрительного аппарата. Также более подвержены проблемам зрения малыши, перенесшие гипоксию внутриутробно, во время беременности, которые мало бывают на свежем воздухе и занимаются физической активностью, а также те, кто неправильно питается.

Факторы риска астигматизма, близорукости и иных проблем

Офтальмологи сходятся во мнении, что в возникновении астигматизма, близорукости детей в школьный период играют роль определенные факторы риска. Чем длительнее и чаще влияния, тем хуже будет дальнейший прогноз для зрения. Выделяются следующие факторы:

  • возраст дебюта зрительных проблем. Чем раньше начались проблемы со зрением, тем сильнее они будут прогрессировать. Особенно неблагоприятны прогнозы при начале болезни глаз в дошкольном возрасте.
  • пол ребенка, так как девочки страдают от нарушений зрения чаще, чем мальчики в соотношении примерно 55-60% против 40-45%. Причем у девочек зрительные нарушения прогрессируют быстрее.
  • неблагоприятная наследственность. У детей, чьи родители носят очки и имеют миопию, прогноз хуже, вероятность заболевания повышается в шесть раз даже при устранении всех отягощающих факторов.
  • имеющиеся патологии в виде повреждений мозга (как головного, так и спинного) в ходе родов, недоношенности, хронических патологий. Также влиять будут и особенности в строении глаз с наличием анизометропии, врожденного астигматизма или ослабления аккомодации.
  • влияние питания. У детей, чей рацион обеднен белками, но насыщен жирами и углеводами, имеется дефицит витаминов и микроэлементов, чаще возникают проблемы зрения, болезни глаз. Для полноценной работы сетчатки требуется достаточное количество витамина А, а также витаминов группы В, микроэлементов, которые отвечают за остроту зрения.

Чем же так плохи очки, если носить их уже в школе?

Чем же так плохи очки, если носить их уже в школе?

Офтальмологи за последние годы отмечают печальную тенденцию к ухудшению зрения в детском возрасте, и роста миопии, астигматизма относительно высокой степени уже в начальной школе. Это грозит частичной или даже полной потерей зрения у детей, необходимостью постоянного ношения очков, формированием инвалидности по зрению и ограничениями в жизни. Но даже миопия слабой степени может существенно ограничить качество жизни ребенка, так как накладывает на ребенка ряд ограничений. Из-за особенностей зрения ребенку могут быть противопоказаны многие виды спорта и физические нагрузки, сотрясения тела и вибрация, что может существенно осложнить его деятельность. В дальнейшем по зрению может быть ограничен выбор профессии — так как со слабым зрением и ношением очков не возьмут на обучение некоторым специальностям. Ребенку потребуется постоянная коррекция зрения, подбираются очки или линзы, нужен постоянный контроль врача, что влияет негативно и на психику ребенка.

illnessnews.ru

Как в очках не быть "очкариком"

Как в очках не быть

- Без очков ты красивее. - Когда я без очков, ты тоже красивее. Взято из соцсетей.

К сожалению, довольно часто дети становятся жертвами коллективной травли. Это может быть школа, кружок, секция или даже детский сад. Поводом для унижений и издевательств может послужить плохое зрение ребенка и ношение очков. Издевательства мешают сосредоточиться на учебном процессе, нарушают естественный ход совершенствования межличностных отношений и развивают у ребенка комплекс неполноценности, который может остаться на долгие годы.

Итак, что же делать, чтобы к ребенку-очкарику относились спокойно, не унижали, легко принимали в коллективе и как сохранить адекватную самооценку ребенка, если его уже обзывают очкариком?

Ребенок в очках: дошкольный возраст

Если вашему малышу-дошкольнику уже требуется носить очки, постарайтесь, по возможности, определить его в коррекционный детский сад или спецгруппу. С одной стороны, это поможет его глазам, с другой стороны – он будет гармонично развиваться в коллективе, где будет окружен такими же детишками, как и он сам. Кроме того, в подобных садиках постоянно работают подготовленные педагоги и врачи, цель которых – помочь малышу справиться с проблемой.

Если ваш малыш ходит в обычный детский сад, поговорите воспитателем, нянечкой. Если они заметят, что ребенка обижают из-за очков, пусть вмешаются и пояснят, что так поступать не следует. Ведь именно от воспитателя зависит психологический климат в коллективе. Если педагоги адекватно и с пониманием будут относиться к проблеме малыша, будут пресекать «обзывальщиков», а может быть, даже проведут беседу с детьми по здоровью глазок, то все будет замечательно.

Малыш не будет думать о своей внешности плохо, пока ему об этом кто-нибудь не скажет. Поднимайте самооценку малыша, например, скажите, что очки - это признак ума.

Ребенок в очках: школьный возраст

Родителям также не помешает поговорить с педагогами, наиболее тесно занимающихся с ребенком, например с классным руководителем. Полезно для учеников младшего и среднего школьного возраста провести классный час, где рассказать о вредных факторах, воздействующих на глаза, о проблемах зрительного аппарата и о том, что над детьми, носящими очки, смеяться нельзя. Это такие же люди, как и все вокруг. И со здоровьем проблемы сейчас практически у каждого. У кого-то болят глаза, у кого-то - желудок, у кого-то - голова. И у самого насмешника может что-то болеть, или у его родителей. Как бы он чувствовал себя, если бы над этим все вокруг смеялись?

Важно и отношение взрослых к очкарикам. Дети тонко чувствуют отношение взрослых к тем или иным вещам. А если принимать во внимание, что классный руководитель и родители являются главными авторитетами для ребенка, именно им следует спокойно и уважительно относиться к детям, носящим очки.

Например, одна девочка, когда-то услышав от учительницы, что очки носят очень умные люди, на шуточный вопрос маминых подруг «Какого бы ты мужа хотела?», строго ответила: «Умного и в очках». Даже спустя пару лет после окончания младшей школы она не могла подвергнуть сомнению слова учительницы.

Относитесь к очкарику так же, как и к другим детям. Он никогда не должен чувствовать себя ущемленным или каким-то особенным. Да, он носит очки, но это не делает его хуже остальных. Не показывайте свои переживания из-за ношения ребенком очков, он может это почувствовать. Если вы слышите обзывательства других детей, не показывайте, что вы обижены. Ребенок может даже не знать, что надо обижаться, но он легко научится этому у вас. Как реагировать на «выпады», мы расскажем позже.

Как повысить самооценку ребенка в очках?

Ребенку будет проще общаться со сверстниками, даже с самыми задиристыми, если его самооценка будет чуть-чуть завышена. Говорите ребенку о том, как вы его любите, поощряйте за успехи, старания. Не выдумайте несуществующее, но и не бойтесь перехвалить. Помогите ребенку увидеть минусы в своей внешности в качестве плюсов.

Купите ребенку модные, красивые очки, которые хорошо на нем смотрятся. Подчеркивайте привлекательность ребенка («Ты у меня красавицей растешь, от женихов скоро отбоя не будет», «Какая у тебя оправа стильная, тебе очень идет, сразу такой солидный стал!», говорите, что «Очки – это самый модный аксессуар, их можно подбирать к одежде, к образу» и пр.

Сейчас очень много известных героев в очках. Мальчикам можно сказать, что он вылитый Гарри Поттер или Человек-Паук, девочкам – что они похожи на ванилек (романтичных девочек в очках, любящих моду, природу и фотографию). Расскажите, что многие звезды и знаменитые люди даже с хорошим зрением носят очки, чтобы выглядеть ярче.

Как быть, если дразнят «очкариком»?

Реакция на окрики «Очкарик». Чтобы ребенок не волновался из-за глупых окриков на улице, объясните ему, что «очкарик», - это тот, кто ходит в очках и ничего плохого в этом нет. Скажите, что даже оптику называют этим словом, не будут же магазину давать плохое название?

Если вы замечаете, что окрики стали появляться в школе, где все постоянно друг у друга на виду, такой реакцией уже не обойтись. Прозвище может прикрепиться к ребенку и мешать ему в течение всего учебного процесса. Чтобы такого не было, научите ребенка методам психологической защиты:

  1. Употреблять отговорки типа:

Кто обзывается, тот сам так называется

Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!

Чики-траки — стеночка! (Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)

Шел крокодил, трубку курил, Твое слово проглотил, а мое оставил!

- У кого четыре глаза, тот похож на водолаза. - Приятно познакомиться. А я – Петя.

  1. Задавать вопросы, вводящие в ступор:

Почему ты хочешь меня обидеть?

И что? (Недаром эти два слова в интернете прозвали вопросом, о который разбиваются все доказательства. Помогает и взрослым).

  1. Вести себя нестандартно. Например, после оскорблений ответить: «Что-то мне уже не хочется с тобой дружить», «Тебе такое не идет». Если ребята задираются, так и ждут, чтобы ребенок влез в драку, можно ответить: «Я устал, дайте мне отдохнуть», «Деритесь без меня, если хотите».  
  2. Игнорировать окрики. Такой вариант может оказаться сложным для школьника, но действует эффективно. Например, ребенка подзывают обидным словом, а он не отвечает, будто бы не понимая, что обращаются к нему. Не нужно отвечать до тех пор, пока его не назовут по имени.  
  3. «Не кормить троллей». Научите ребенка отвечать на обидные слова спокойно, уверено и без обид. В крайнем случае, не показывать, что он обиделся, поскольку основное желание обидчика – сделать больно другому и насладиться содеянным.  
  4. «Не опускаться на дно». Поясните ребенку, что обзываются и унижают обычно слабые и некультурные личности, не знающие как самоутвердиться, потерянные в этой жизни. А поэтому не стоит опускаться до их уровня, оскорблять в ответ, нужно быть выше ситуации.

Чтобы ребенок лучше понял это пункт, попросите его представить себя Гарри Поттером. Что будет делать Гарри, если его будут обзывать другие дети? Начнет скандалить в ответ или отправится дальше спасать мир? Конечно, пойдет спасать мир, потому что у героев всегда найдутся дела поважнее.

Ольга ВОСТОЧНАЯ, психолог

www.nebolei.ru

 

 

www.nedug.ru


Смотрите также