Руки очарованы чудной берестой. Берестяные очки


Руководство по плетению изделий из берёсты. Автор Пятков А.И.

1                  Введение

 

Данное руководство предназначается для  любителей делать своими руками красивые и нужные вещи из берёзового лыка.  В нем не рассмотрены многие аспекты этого старинного ремесла, бытовавшего в каждой крестьянской избе русского Севера. В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей.  

2                  Слово о берёсте

2.1    Береста (берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой березовой коры. Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты. Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище. Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина. Блонь, болонь, блонка – молодые, внешние, не вполне еще одеревеневшие слои всякого дерева. Луб, лубок – подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Луб хорошо падает (сымается), в теплую, сырую погоду с ветром. (Литература 8)

2.2   Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.)  Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток.  Берестенник - только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут.     (Литература 7)

2.3   Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь.

   (Литература 8)

2.4   Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание.    (Литература 4)

2.5   Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. (Литература 11)

2.6    Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных  слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.

  (Литература 15)

2.7   Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных  утолщений, наплывов и порезов.

  (Литература 2)

2.8   Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

 (Литература 23)

2.9   Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью.         (Литература 14)

2.10  Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы. Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Учитывалась легкость материала, исполнялись предметы, в которых удобно и целесообразно было переносить. Красота материала учила мастера ценить выразительность самого плетения. Великолепно раскрыт материал в крупных изделиях, но и мелких, небольших предметах мастер не мелочит бересту, он ценит ее фактуру, цвет. Плетение остается структурным и ясным.  Фактура - обработка, строение. В декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т. д. поверхность изделия. (Литература 21)

2.11  Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6)

2.12  Береста – верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых деревьев, идет на лапти, корзиночки, коробки, бураки и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза широко распространена в СССР от Севера до степной полосы. Многие виды березы – ценные лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для различных столярных изделий, но для построек мало пригодны. Весной береза дает сладкий сок, содержащий до 2% сахара. Из наружного слоя коры (бересты), северные народности выделывают посуду, кроют ею жильё, обшивают лодки и т.д. Из березы добывают деготь, применяемый для обработки кож (юфть). При сжигании древесины получается сажа, идущая на типографскую и малярную краски. Молодые ветви березы идут на веники и метлы, листья представляют народное потогонное средство, из сока молодых листьев с квасцами получается зеленая краска, с мелом – желтая. Спиртовая настойка на почках березы применяется в народной медицине при порезах и желудочных заболеваниях.

Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, в СССР растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.(Литература 35)

2.13  Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой… Приметы: Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).(Литература 15)

2.14  Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы:

1                  Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2                  Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д.

3                  Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.(Литература 25)

2.16  Чего только не делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают льняным маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева, железа или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему получается прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и детские дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость крестьянину, отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна. Походный солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей специально плели берестяные мячики, птички, погремушки. Под влиянием предметов городского быта крестьяне – кустари делали и такие вещицы, как, например, чернильный прибор. Но самыми распространенными были корзины разных форм и емкостей, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения муки, сумки для рыбной ловли. Говорят, что в таких сумках рыба зимой не промерзает и не портится летом в жару. Для рыбаков мастерили берестяные грузила, оплетая саргой камень, и поплавки для сетей. Оплетали бутылки берестой. Делали бутылки и из самой бересты. Всего перечислить невозможно. (Литература 4)

  3      Мастера Архангельской области

  3.1     Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства. В книгах, иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а  технология  их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. Например, сосна, срубленная в декабре, почти в два раза прочнее сосны, срубленной в феврале. (Литература 2)

3.2   По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.

3.3    К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Среди народных мастеров, работающих с берестой, произошла своего рода специализация.  Тиснение на изделиях, выплетение орнамента на изделиях простого или рафинированного из ленточек разного оттенка, берестяная скульптура, по видам изделий. Береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии. Берестяную хлебницу не могут делать несколько человек поэтапно, как, например, поэтапно режут из осины деревянную хлебницу. В избе русского крестьянина береста занимала второе место после дерева. Туеса (бураки), коробья, пестери, заплечники, кошели, лукошки, масленки, набирушки, корзинки, зобеньки, солонки, поставцы, подточильники, ягодники, подкотельники, игрушки, погремушки, и всего не перечислить.(Литература 16 )

3.4   Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна. (Литература 21)

3.5   Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства:

- утилитарность - практическая предназначенность промысла в ответ на   бытовые нужды, хозяйственные потребности.

- срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.

- единство обрабатываемого материала и технических приемов.

- традиционность форм и опыта.

- коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил.

- предельная экономия художественных средств.

- близость к детскому творчеству.

- нарядная декоративность, праздничность впечатления.

- при малочисленности сюжетов обилие их вариантов.

Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты.  (Литература 22)

3.6    В этом состоит их артистизм - сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только иначе, чем они, по-своему и лучше. В настоящее время большим спросом пользуются плетеные изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие утилитарное практическое значение, не только приносящие человеку пользу, но и удовлетворяющие его духовные потребности, воспитывающие и формирующие хороший вкус. Все эти функции изделия могут выполнять при условии, если они современны по форме, оригинальны по замыслу и хорошо выполнены технически. Орнаменту, художественному оформлению внешнего вида изделия, его маркировке, товарному знаку и другим показателям, характеризующим товарный вид, придается первостепенное значение. Перегруженность орнамента несвойственна произведениям декоративно-прикладного искусства. (Литература 18 )

3.7    С середины 60-годов Архангельский союз художников, областной дом народного творчества, областной и районные музеи ведут работу по обследованию старинных центров Севера, деревень и сел Архангельской земли, выявляя потомственных мастеров, владеющих навыками традиционных  ремесел. Вот уже более 15 лет народные мастера тесно сотрудничают с Художественным фондом России, активно участвуют не только на ежегодных областных выставках, но и крупных зональных, республиканских и зарубежных смотрах. Значительно пополнились за эти годы музейные коллекции. (Литература 28 )

3.8   Современное творчество северных мастеров сегодня широко известно. Ему посвящены ряд альбомов и теоретических исследований специалистов, многочисленные популярные издания. Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п.  Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе. Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п.  Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе. Искусством плетения овладели и некоторые молодые мастера, например, Юрий Ходий и Ольга Павленко из Архангельска, обучавшиеся у потомственных мастеров - вельчан Якова Григорьевича Рохина и Дмитрия Евгеньевича Задорина. С деревом сроднился известный народный мастер Александр Иванович Петухов, живущий в Коношском районе.(Литература 28 )

3.9  Запись разговора писателя О.Ларина с мастером М.Ф.Фатьяновым из Лешуконского района - это пример сохранения русского народного языка. "В прежно-то время, ковды за стол садились одну бересту и видели: блюда, солонки, ковши, стаканы, штофы. А еше на катанки береста шла, галоши из ей делали. Наденешь на валенки: хорошо идти, дробко, ноги в тепле. Береста бывает трех сортов - тонкая, теплая, мягкая, бархатистая, растяжимая, широкопластная, - без грибка, значит, и без корок - "жирная", белая, бледно-желтая, молодавчатая. Такой здесь сроду не бывало.

 - толстая, гладкая, прочная, но игловатая, разноцветная - с юга красноватая дак, а с севера - желтая. Эта еще не поспела, на другой год приду.

 - и третий сорт: толстая, тундроватая, пятнистая, в шадринках вся, в коросте, усикомыми засижена. Этой здесь хоть пруд пруди. Бери, не хочу ...

В прежние-то времена, не поверишь, мы лапти из ей плели, из бересты-ти. Лапти плести - не дом вести, наука не хитрая. Для одной ноги пять полос требовалось, мочишь их, окариваешь, заостряешь и в воду. Легче они тоды загибаются." (Литература 34)

3.10     Костылев положил крест-накрест восемь двойных лычек, сложенных так, чтобы внутренняя сторона бересты была лицевой. Придерживая их зажимами, стал плести плотно, клеточку за клеточкой. Когда не было бересты, плел из бумажных ленточек шкатулки, очечник, сумочки… Если протереть лычку тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, заусенцы на них не образуются, береста становится эластичнее, утрачивает сопротивление, да и цвет проявляется активнее. Василий Алексеевич закончил плетение, отгладил и распрямил небольшой коврик из золотистых ленточек, поколотил его колотушкой, свернул в трубочку и стал формировать углы. С помощью пинцета он протягивал свободные концы лычек под соседние клеточки с внешней и внутренней сторон изделия. (Литература 30)

3.11  Считаю своим долгом вспомнить:

-  Михаила Васильевича Варварского из Конёва;

- кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша;

-  Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества,

-  Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба "Берендей", г. Вельск;

-  улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича  Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства "Берендей";

-        Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы;

-        народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя;

-        народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа

и многих других мастеров, которые приобщили меня своими изделиями к мастерству плетения из бересты.

3.12  В Северодвинске знаком с следующими коллегами по плетению:

-        преподавателем широкого профиля Иваном Григорьевичем Клещиным,

-        пенсионером Григорием Григорьевичем Порошиным,

-        Владимиром Александровичем Коробковым,

-        Михаилом Евгеньевичем Стрелковым и другими.

  4      Рабочий инструмент и принадлежности

  4.1    Инструмент плетельщика прост – это сочалка, нож-косяк, ножницы, "щемильцы" для зажима лент бересты, кочедык, помогающий продергивать ленты бересты при плетении, шаблоны, линейка, карандаш.  Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место мало и состоит из низенькой скамеечки, табурета с инструментом под сидением-крышкой и бака (полиэтиленовой емкости) для смачивания лент.

4.2    Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные  под двумя углами.

Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты.

4.3  Нож

4.3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа - косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия.

4.3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2)

4.3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске.

4.3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2)

4.3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23)

4.3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола

www.severberesta.ru

Руки очарованы чудной берестой

122014

Под таким названием в библиотеке имени Зырянова прошла выставка, посвященная берестяному делу. Выставлялись и поддоны, и кувшины, и стаканы, и стопки… Автор этих работ – Сергей Шарашов.

 - Сергей, расскажите, почему вы стали заниматься берестой?

 - Ну, вообще, я мастер по железу – с детства у меня эта любовь. Отучился в свое время на сварщика, и с тех пор металл - это для меня своеобразная глина, из которой я могу сделать что угодно. Часто придумывал и конструировал разную технику. Однажды собрал мотоцикл. Раньше найти материалы было проще – у многих в сараях лежали ненужные, порой ржавые запчасти или нерабочая техника, которую можно было разобрать и дать деталям вторую жизнь. Сейчас же все давно сдали в утиль.

Однажды, на мой 30-летний юбилей, мы с супругой позвали в гости нашего соседа, одного из главных берестянщиков нашего города, Владимира Махнюк. Слово за слово и предложил он мне попробовать заняться природными материалами. Уже на следующее утро я пришел к нему в мастерскую, и Владимир стал меня учить работать с берестой. В течение полугода ежедневно мы вместе занимались. Было невероятно трудно. Я не художник, и нарисовать эскиз будущего изделия или даже узор, который будет на нем, мне сложно. Учился я по готовым лекалам. Да и сейчас ими пользуюсь. А вот если бы был у меня художественный взгляд - было бы гораздо проще.

- И это было самым сложным для вас при обучении работе с берестой? Я так понимаю, техника в принципе не очень сложная?

- Я бы так не сказал. Нужно ведь знать много тонкостей, как заготовить бересту, как снять белый слой, как береста моется. И слоями склеивать между собой, чтобы изделие получилось плотным, а это нужно делать специальным валиком, словно проутюживая, чтобы не оказалось пузырьков воздуха. Нужно иметь терпение, чтобы вырезать тот иной узор… Все это требует очень большого количества сил. Желание учиться поначалу есть у многих: приходят, в восторге от работ, на эмоциях просят их научить. Мне не жалко – садимся в мастерской, изучаем. Но через пару дней эмоции заканчиваются и желание продолжать дальнейшее обучение у ученика пропадает. Потому что это действительно сложно, здесь много нюансов.

 - Это не женское дело?

 - Ну почему. Приезжала одна женщина из Казахстана специально, чтобы научиться. Как она меня нашла, ума не приложу. В общем, учил я ее в течение недели. Утром зашли в мастерскую, вечером - вышли. Прерывались только на обед. Научилась и получалось у нее хорошо. На родине, в Казахстане, они с мужем занимаются мёдом. Уж тонкостей не знаю, в общем, решила она специально использовать эти знания, чтобы мёд хранить именно в берестяных изделиях.

Две мои дочки тоже умеют делать берестяные поделки. Правда сейчас они уже взрослые и за жизненными бытовыми мелочами времени на бересту уже не хватает.

122014

 - Мастерская у вас дома находится?

 - Да. Это удобно. Утром позавтракал и сразу за работу. Сейчас, зимой, мастерская находится в подвале. Там нужный для бересты уровень влажности. А летом переношу все инструменты на веранду. Здесь хорошо тем, что есть солнечный свет. Я привык к такому укладу жизни и уже представить не могу, чтобы я «тащился» с утра куда-то на работу. Пусть даже в свою мастерскую, будь она не дома, а где-то поодаль. Это же столько времени лишнего уходит.

 - А инструменты или станки не много места занимают?

 - Станков у меня нет, я все делаю руками. Инструментов тоже немного, основные только. А вообще, заниматься берестой – школу вспоминать. Обязательно рядом линейка, карандаш и циркуль.

 - А как скрепляете между собой слои? Есть какой-то инструмент или клей специальный?

 - Медицинский клей БФ-6. Так что из берестяной посуды и пить и есть можно совершенно спокойно, она безопасна для здоровья.

 - Известно, что ваши работы пользуются популярностью не только в нашем городе. В какие уголки страны их увозят?

 - Можно сказать – по всей стране. Обычно заказывают целыми наборами посуды. Есть заказы из магазинов, заводов. Кто-то просит сделать посуду для рекламы, например, налить молоко не в крынку, а в берестяной кувшин. Для олимпиады в Сочи было отправлено много работ местных берестянщиков, там и моих немало.

 - А супруга ваша не занимается берестой?

 - Нет, Елена даже не пробовала. Она больше вяжет, цветами увлекается. Но она на самом деле большая помощница, где что попрошу сделать – всегда поможет. Например, не очень любимое занятие мужчин – отмывать бересту от белого слоя, а потом и готовые изделия. Потом, все хозяйство на ней, как и любой женщине. Благодаря ее помощи и поддержке я могу себе позволить целыми днями пропадать в мастерской, заниматься любимым делом.

 - Спасибо большое за интересный рассказ!

Виолетта Юрина19 января 2015, 23:49

Люди города Шадринска, рукоделие

← Наследие Калмыкии 1 тур хоккейного турнира, посвященного Дню защитника отечества 2015 →

TweetПоделиться с друзьями

www.shadrinsk.info

Туеса

Туес,иначе его называют Бурак. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.

Больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. 

Мои берестяные туеса. Для трав использую.

Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева.

Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого.

Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.

Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты. Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно поочередно снять несколько сколотней, с коротких — один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

Заготовка бересты и изготовление туеса

Достаточно весной слегка постучать черенком ножа по коре — и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты — деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусениц — они могут поцарапать бересту.

Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Все стволы деревьев имеют так называемую сбежистость — едва заметную конусность от комля к вершине.

Нужно обязательно учитывать это и всегда снимать скол отечь по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

Сколотни можно заготовить впрок, хранятся они сколько угодно. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали слишком много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставить сколотни меньших размеров.

Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Пластовую бересту тоже можно заготовить впрок. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3—5 см. Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень. Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижние края не перекошены — выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите берёсту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке в заголовке вы видите туеса с различным оформлением рубашек. На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выплетена из узких полос бересты. Такая рубашка выплетается прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень.

Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой.

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренних стенок туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске.

Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подгоните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, обязательно нужно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После, высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком — именно она изображена на чертеже. Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека. Г. ФЕДОТОВ Рисунки автора

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1а). В крышке 2 выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку дужки-ручки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (16) и вставьте концы в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин 3 и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания — из него не выльется ни одной капли воды.

Как вы уже догадались, крышка и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Соединение это настолько прочное, что туес может выдержать тяжести намного большие, чем весит налитая в него вода. По этой же причине Довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеса. Лишь тот, кто знает его «секрет», может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. Вместо того чтобы тянуть ручку вверх, ее нужно осторожно наклонить, и как только между крышкой туеса и стенкой появится самая незначительная щель, крышка легко снимется.

В заключение следует упомянуть еще об одном виде туесов. Эти туеса предназначаются только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесков из сколотней.

Замечания

1. Для того, чтобы деревянное изделие не растрескивалось и не крошилось на кусочки, его вываривали в течение 1-2 часов в растворе зольной щёлочи. После этого - высушивали, и, если требовалось, продолжали обработку более тонких деталей (вырезали мелкие "фитюлечки").

Зольная щёлочь - это стародавний рецепт наших предков, использовавшийся и для стирки тканных изделий, и для обработки деревянных изделий. Делается щёлочь просто - сжигаются дрова (читал, что лучше всего - берёза) до состояния белого пепла (золы). Пепел (зола) заливается водой, в которую, в ходе вымачивания, переходят все щелочные группы веществ. После этого осадок можно использовать на удобрения для почвы (он не опасен для растений, поскольку не содержит "мыла"), а воду - для стирки или для обработки древесных изделий.

2. В крепком отваре измельчённой дубовой коры наши предки либо кипятили (время точно не помню - кажется пару часов), либо вымачивали (тут время запомнил - сутки) изделия не только из дерева, но и всякие плетённые - из лыка, льна, конопли, тростника (весь список не помню). Дубильные вещества укрепляли изделие настолько, что, например, канаты и веревки, повышали свою прочность на порядок.

3. Любой скипидар получают из живицы - смолы сосновой. Он является замечательным растворителем. В него бросают воск (не парафин, а натуральный воск) и после растворения, как лаком, покрывают изделие. 

Есть ещё способ такого народного лака - канифоль, растворённая в скипидаре. 

Весь секрет в том, чтобы оптимальное соотношение найти инградиентов. Это можно сделать только опытным путём, поскольку в каждой местности - свои специфические условия (порода сосен, климат, почва и т.д.). 

Речь может идти не о покрытии, а о пропитке. И изделие не выглядит лакированным. Оно частично имеет свойство "замши" или "кожи", так как вещества образовали плотное соединение. Эта технология вырабатывалась годами. И некоторые говорят - чтобы ей овладеть, нужно либо искать таких мастеров (их не так уж мало), либо открыть какие-то тайны по наитию. 

Источник - www.perunica.ru/rukodelie/967-derevenskaya-utvar-tuesa-i-kovshi.html.

www.hnh.ru

Влияние берестяных изделий на здоровье человека

В статье раскрываются свойства коры берёзы — бересты, её влияние на здоровье человека при использовании берестяных изделий.

 

Научная проблема: люди мало знают о полезных лечебных свойствах бересты.

Цель работы: Выяснить, как берестяные изделия влияют на здоровье человека.

Берёста (береста) — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.

Бетулин — это белое смолистое вещество бересты, которое придаёт ей белую окраску. Чем белее ствол дерева, тем больше бетулина в бересте. Бетулин является надежным защитником березовой коры от повреждений, различных бактерий и грибковых наростов.

Свойства — характеристика качеств бересты.

Третий год я занимаюсь в мастерской по обработке бересты, где учусь делать берестяные изделия. На занятиях я узнала о полезных свойствах бересты. Меня эта тема заинтересовала, и я решила узнать более подробно о полезности бересты.

Гипотеза моей работы: Предположим, береста и берестяные изделия могут быть полезными для здоровья человека.

Методы исследования: обзор источников информации, социологический опрос, интервью, анализ работ из бересты, классификация, обобщение.

Объект исследования: береста и берестяные изделия.

Предмет исследования: свойства бересты, оказывающие благотворное влияние на здоровье при соприкосновении с телом человека.

Основная часть

Сначала мною были изучены книги о бересте. В книгах рассказывают о красоте, долговечности берестяных работ, о технологии изготовления. [1, 2, 3.] Но, к сожалению, о целебных свойствах ничего не указано. Поэтому дальнейшее исследование я проводила, опираясь на информацию из Интернета. Оказывается, в бересте содержится бетулин, благодаря которому береста имеет такие целебные свойства: противовоспалительное, антигрибковое, противовирусное, антибактериальное, биоэнерготерапевтическое, заживляющее, болеутоляющее. Об этом рассказывает Устинова О. Ю., Доктор медицинских наук, профессор. [4]

В Интернете я пересмотрела сайты с берестяными работами и выбрала те работы, которые, по словам авторов, лечат человека. Например, для здоровья ног используют стельки. Такие стельки уменьшают потение ног, устраняют грибки и бактерии, обеспечивают исчезновение запаха ног, исцеляют боли в суставах, снимают усталость ног. [5] Ободки и заколки, сделанные из бересты, снимают головные боли, приводят в порядок кровяное давление. [6] В старину наши предки пользовались в бане берестяными мочалками. Оказывается, берестяная мочалка, не только хорошо смывает грязь, но еще и прекрасно удаляет с тела частички мертвой кожи. Мочалка из бересты служит очень долго и не теряет своих лечебных качеств. [7]

Основатель компании «Доктор БЕРЕСТ» Ю. А. Ткаченко для газеты «Вестник здорового образа жизни» рассказал об изделиях, которые производит их предприятие. Они делают подушки, стельки, а для обогащения воздуха — обои из бересты. [8]

Узнала интересные факты из истории. Оказывается, знаменитый хирург Пирогов берестой лечил раны русских солдат, генерал — майор медицины Вишневский создал мазь. Раны быстрее заживали и не гноились. [9]

После изучения статей я провела социологический опрос. В опросе приняли участие 21 человек в возрасте от 9 по 87 лет. На вопрос: «Берестяные изделия могут быть полезными для здоровья человека?» 3 человека ответили «Нет», остальные — «Да». Это говорит о том, что некоторые люди не знают о полезности бересты. На вопрос: «Какие изделия, полезные для здоровья человека можно делать из бересты?» — 7 человек не смогли ответить. Остальные отметили такие изделия: лапти, ободок, браслет, стельки, жилет, подушка, шляпа. На последний вопрос: «Чем полезна береста для здоровья человека?» — половина опрашиваемых ответили, что не знают, остальные ответили, что «…берестяные изделия сохраняют тепло, имеют водоотталкивающее действие, снимают головную боль…». По результатам анкеты видно, что не все люди знают, чем полезна береста для здоровья человека.

В ходе этой работы я познакомилась с В. А. Холоповой. Ей 87 лет. Валентина Александровна мне рассказала: «Ко Дню Учителя учащиеся Центра детского творчества подарили мне ободок, сделанный из бересты. До этого я уже знала, что береста и предметы, сделанные из неё, давно использовались в лечебных целях. Для этого ободок надо надеть на голову в целях снятия головной боли, действительно, боль проходит незаметно». Валентина Александровна призналась, что подарила своим подругам и знакомым уже 5 ободков, чтобы у них не болела голова.

Рассмотрев берестяные изделия нашей мастерской, изучив книги, Интернет- сайты, я выбрала работы, сгруппировала их и составила список изделий, которые можно использовать для здоровья человека:

1.                           Для снятия головной боли, нормализации давления — ободок, головной убор, подушка.

2.                           Для здоровья ног — лапти, стельки.

3.                           Для снятия усталости — жилет и ремень.

4.                           Для поддержания чистоты — мочалка, обои.

Выводы

В ходе исследования я выяснила, как берестяные изделия влияют на здоровье человека. Моя гипотеза подтвердилась, береста и берестяные изделия могут быть полезными для здоровья человека. Оказывается, в бересте есть бетулин, который обладает целебными свойствами и при соприкосновении с телом береста и берестяные изделия лечат человека.

Мне очень понравилась тема моего исследования. Я столько узнала нового, удивительного для меня. Я обязательно научусь выполнять изделия, полезные для здоровья, и попробую научить других. Буду рассказывать людям, чем полезна береста, какие берестяные изделия существуют, как они помогают сохранить здоровье человека. Я бы хотела, чтобы люди стали больше использовать берестяные изделия, и были здоровыми.

 

Литература:

 

1.         Береста в руках юного умельца и учителя: учебное пособие/ Канев В. Ф. — Сыктывкар, 1994.- 75 с.

2.         Золотая береста народного мастера Михаила Степановича Кочева: каталог произведений из фондов Национальной галереи РК, Национального музея РК, литературно-театрального музея им. Н. М. Дьяконова/Сыктывкар, 2002.- 14 с.

3.         Кочев М. С. Секреты бересты/ Сыктывкар, 2000.- 80 с.

4.         О лечебных свойствах бересты. — http://td-tm-izdeliya-iz-beresty.pulscen.ru/articles/59201

5.         Стельки из бересты- http://zdravo.ucoz.ru/index/stelki_iz_beresty_i_medi/0–4

6.         Береста для здоровья- http://www.smolgi.ru

7.         Берестяные мочалки для пилинга и массажа — http://www.livemaster.ru/topic/98910-berestyanye-mochalki-dlya-pilinga-i-massazha

8.         «Доктор Берест» — интервью с основателем компании Ю.Ткаченко — http://www.hnh.ru/health/747948943

9.         Целебные свойства бересты — http://arbyz.com/pomestie.php?p=301#.VMvA12isXus

yun.moluch.ru

Украшения из бересты | Твой ювелир

украшения-из-бересты-2Исторически береста шла не только на декоративные элементы. Корой берез устилали полы в жилищах, крышу, защищая ее от протекания. Об этом свидетельствуют находки в Архангельской области. В эпоху Мезолита там располагалось поселение. Археологи назвали его Веретье, датировав 6-8-ым веками до нашей эры. Некоторые постройки частично сохранились, погрузившись в слои торфа. Нетронутой осталась и береста в древних домах.

 

Век 21-ый богат на иные строительные материалы. Берез на все полы и крыши мира точно не хватит. Заготовки ведут только для декоративных нужд, главным образом, для изготовления украшений. Сбор коры дерева регламентирован законодательно. Необходимо получить разрешение в лесничестве, с указанием участка. Обычно, выбираются территории, отведенные под санитарную вырубку.

 

украшения-из-бересты-1Берестой запасаются в определенное время, обычно в период с мая по июль. В другое время кора плохо отделяется от пробочной основы, находящейся под ней. Сроки примерные. В различных климатических зонах, они разнятся. Зависит время и от характера весны, при ее позднем наступлении заготовки могут начаться и в июне.

 

Лучшим материалом считается кора деревьев в возрасте 20-40 лет. Ствол растения должен быть прямым (150-300 миллиметров в диаметре), гладким, с ветвями, находящимися высоко от земли. Играет роль освещенность местности. Качественная, податливая, эластичная кора у берез, растущих в тени.

 

Украшения из берестыНа «охоту» за берестой отправляются не только в России, но и за рубежом. Так, дизайнер Хезер Фаган знаменита именно как автор украшений из бересты. Американка родилась в городе Детройт, что в штате Мичиган. Увлекшись берестой, девушка перебралась в сельскую местность, где и творит.

 

Изделия Хезер продаются под брендом «Bettula». Многие модели выпускаются в единственном экземпляре. Это прихоть природы. Найти кусочки коры с одинаковыми свойствами и узорами практически невозможно, замечает американский дизайнер.

 

Плюсом древесной коры является ее вес. Даже самые объемные, крупные браслеты, серьги, колье не ощущаются при носки. Ощущается только тепло, особая энергетика бересты. Природное сырье способно снимать стресс, оздоравливает. Так считают многие знатоки биоэнергетики. Но, проверить их утверждения можно, лишь обзаведясь вещами из древесной коры.

 

Украшения из берестыИзделия от Хезер Фаган стоят от 30-ти до 70-ти долларов. При нежелании приобретать чье-то чужое творение, можно сделать украшения из бересты своими руками. Набор рабочих инструментов невелик, это: — картон, нож и ножницы, стамеска полукруглой формы, шило, линейка, наждачка, канцелярские скрепки, клей ПВА. Все это потребуется для скрепления бересты, кожаных шнуров и камня. Самоцвет можно выбрать любой, главное, прямоугольной формы. Минерал станет центром подвески. Технология ее изготовления такова:

 

— Из картона вырезается прямоугольник 4,5 на 3,5 сантиметра. Размеры могут быть другими, в зависимости от размеров имеющегося камня. Основа из картона должна быть на 1-2 сантиметра больше.

 

— Береста очищается от шероховатостей ножом. Нужен нож-косяк.

 

— На кору накладывается картонная основа. По ее размерам выкраивается и сама береста ( 2 кусочка).

 

украшения-из-бересты-5— Прямоугольники картона и коры скрепляются между собой ПВА так, чтобы картон остался между кусками бересты. Заготовка фиксируются канцелярскими скрепками для лучшей фиксации.

 

— После склеивания, подсыхания, торцы заготовки шлифуются наждачной бумагой.

 

— Острые края прямоугольника закругляются стамеской.

 

— В середину заготовки приклеивается камень. Для скрепления используется ПВА. По краям должна остаться берестяная «рама» 1-2 сантиметра шириной. На то, чтобы материи схватились, требуется 4 часа.

 

— Из коры выкраивается лента длиной около 25-ти сантиметров. Ширина заготовки должна примерно совпадать с шириной края минеральной вставки. Тесьма оклеивается вокруг камня в два слоя, крепясь все на тот же ПВА.

 

— В «раме» просверливаются (или прокалываются шилом) отверстия. Дырки должны располагаться по квадратам.

 

украшения-из-бересты-4—  Из коры вырезается лента. Она должна проходить в отверстия. Можно использовать и кожаные шнуры. Они продеваются в дырки так, как располагают нити, вышивая крестиком. 4 прокола в углах «рамы» оставляются пустыми. В них потом вставится нашейный шнурок.

 

— Из бересты делаются 5 треугольников с узким основанием и длинными ребрами. Они промазываются клеем и скручиваются в бусины, начиная с основания. Заготовки понадобятся для декорирования шейной тесьмы.

 

— Из кожи вырезается та самая тесьма на шею. Возможно использование замши.

 

— На нашейный шнур надеваются три бусины. Их располагают ровно посередине изделия. После, тесьма продевается в нижние отверстия на украшении. Достается лента уже через проколы в верхних частях берестяной «рамы». На выходе, шнур фиксируется бусинами.

 

украшения-из-бересты-3— Оставшаяся бусина используется как замок. В сердцевину бусины продеваются концы шнура на встречу друг другу. Такое крепление позволит регулировать длину нашейной тесьмы. Кулон из бересты готов.

 

Мастера называют лицевой ту сторону бересты, которая обычно спрятана от глаз. Она не бело-черная, а желтоватая, либо коричневая. Именно эта поверхность, обычно и используется для наружной части украшений. Хотя, все зависит от фантазии умельца. К примеру, та же Хезар Фаган работает с контрастной черно-белой поверхностью.

tvoi-uvelirr.ru

Ящик пандоры – Резьба по бересте

Резьба по бересте

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра). 

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Прорезная резьба. Работаем с берестой.

Берестяные промыслы

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты – резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) – их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон – гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Прорезная резьба. Работаем с берестой.

Прорезная резьба. Работаем с берестой.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Прорезная резьба. Работаем с берестой.

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Резьба оп дереву

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Береста

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Работаем с берестой

Работаем с берестой

Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.

Резьба по бересте

Резьба по бересте

Резьба по бересте

Резьба по бересте

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Прорезная резьба

Прорезная резьба

Прорезная резьба

Прорезная резьба

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком :) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

Прорезная резьба

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

pandoraopen.ru


Смотрите также